Рокотов

74

Фёдор Степанович (ок. 1735, село Воронцово, ныне в черте Москвы – 1808, Москва), русский живописец, портретист. Происходил из крепостных крестьян князей Репниных. В юности получил вольную. Пользовался покровительством графа И. И. Шувалова – могущественного вельможи, первого президента Петербургской академии художеств, – «по словесному приказанию» которого был принят в АХ. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось, однако, как следует из «Записок Якоба Штелина», известно, что он учился «при Лорене, Лагрене и фон Тобассо. Многому научился у Ротари и Токке».Ф. С. Рокотов. «Портрет В. И. Майкова». 1775 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Молодой художник быстро обрёл известность в столице. По словам современника, в 1760-х гг.

«он был уже столь искусен и знаменит, что один не мог справиться со всеми заказанными ему работами». Исполненный им коронационный портрет Екатерины II (1763) чрезвычайно понравился императрице. Художник выразил в традиционной композиционной схеме парадного портрета с присущими ему величием и представительностью новый идеал просвещённого монарха. Вскоре после создания этого портрета Рокотов был удостоен звания академика АХ.Ф. С. Рокотов. «Портрет А. П. Струйской». 1772 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Во второй пол. 1760-х гг. Художник переехал из Санкт-Петербурга на постоянное жительство в Москву, где начал работать по частным заказам, лишь изредка выполняя работы, предлагавшиеся АХ. В Москве Рокотов входит в круг образованных, близких ему по духу людей, многие из которых стали героями его портретов.

С «Портрета В. И. Майкова» (1775) на зрителя насмешливо смотрит барин-сибарит, жизнелюб, известный литератор екатерининской эпохи, сатирической поэмой которого «Елисей, или Раздражённый Вакх» восхищался А. С. Пушкин. Образам героев лучших произведений Рокотова 1770-х гг. (портреты графа А. И. Воронцова, не ранее 1765 г. А. П. Струйской, 1772. Неизвестного в треуголке, нач. 1770-х гг. Неизвестной в розовом платье, 1770-е гг.) свойственна сложность, многозначность и красота внутреннего мира. Герои рокотовских портретов чем-то неуловимо схожи между собой. Для художника было важно показать не столько портретное сходство с оригиналом, сколько отблески интенсивной духовной жизни, отразившейся на их лицах. Впервые в русском искусстве обратившись непосредственно к духовной стороне человеческой личности, Рокотов намного опередил своё время, предвосхитив веяния романтизма.Ф.

С. Рокотов. «Портрет Екатерины II». 1763 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В 1770-е гг. Рокотов писал в основном на прямоугольных холстах, портреты следующего десятилетия имеют преимущественно овальный формат. Образы, созданные художником в 1780-е гг., эмоционально более сдержанны, в них сильнее проступает декоративное начало. Изысканный колорит «Портрета В. Е. Новосильцовой» (1780) построен на игре прозрачных жемчужно-белых и голубых тонов, что придаёт образу молодой дамы, воспитанницы Смольного института благородных девиц, особое изящество и выразительность.Ф. С. Рокотов. «Портрет графа А. Г. Бобринского в детстве». Сер. 1760-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Рокотов до конца своих дней жил в Москве, где у него был собственный дом-мастерская.

Ныне улица, где находится этот дом, носит имя Рокотова. Художник не оставил после себя сколько-нибудь значительных учеников и последователей. Его творческая манера была настолько индивидуальна, что не поддавалась «тиражированию».(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Рокайль

        (франц. Rocaille, буквально - мелкий, дроблёный камень, раковины), 1) мотив орнамента в виде стилизованной раковины. 2) Термин, иногда применяемый для обозначения стиля рококо.. ..

Рококо

        (франц. Rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний п..

Рокотов Фёдор Степанович

        (1735(?) - 1808), русский живописец. Портретист. Учился в петербургской АХ (с 1760). Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. ("Екатерина II", 1763, ПГГ и ГРМ). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. ("И. Л. Голенищев-Кутузов", первая пол..

Ромадин Николай Михайлович

        (р. 1903), советский живописец. Народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1967). Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1923-30) у Р. Р. Фалька, И. И. Машкова, П. П. Кончаловского. В 30-х гг. Работал преимущественно в историко- революционном жанре ("Прифронтовой ревком", 1934-37, Свердловская картинная галерея). Наиболее известностью пользуются пейзажи Ромадина, с проникновенным лиризмом воссоздающие ландшафты средней полосы России. Серия "Волга - русская река" (1944-4..

Дополнительный поиск Рокотов Рокотов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рокотов" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рокотов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа