Согд

71

        Сугуд, Согдиана, историческая область в долинах рр. Зеравшан и Кашкадарья (ныне на территории Таджикской ССР и Узбекской ССР). В памятниках художественной культуры Согда наблюдается постоянное взаимодействие искусства земледельческих оазисов и кочевой степи. В VI-IV вв. До н. Э. Согд был подвластен державе Ахеменидов (см. Иран). Завоевания Александра Македонского и образование эллинистических монархий способствовало в IV-II вв. До н. Э. Соприкосновению культуры Согда с эллинистическим искусством. С проникновением буддизма (первая половина 1-го тысячелетия н. Э.) на культуру Согда некоторое влияние оказало искусство Кушанского царства. Крепостная архитектура древнего Согда (Еркурган, Афрасиаб, см. Самарканд) близка зодчеству Бактрии.

Из культовых построек известен храм в Еркургане (айван перед святилищем). Изобразительное искусство представлено монументальной скульптурой (глина и ганч с окраской), тяготеющей к образцам поздней Гандхары, и настенными росписями (Еркурган). Мелкая пластика (штампованные терракотовые статуэтки из Афрасиаба и Тали-Барзу, II в. До н. Э. - IV в. Н. Э.) показывает как проникновение эллинистических художественных принципов, так и формирование локального стиля (иератизм образов, застылость поз, передача этнического типа). В керамике с III в. До н. Э. Засвидетельствовано подражание некоторым формам древнегреческой посуды. Художественные памятники раннесредневекового Согда свидетельствуют о его связях с Ираном, Византией, Индией.

Восточным Туркестаном. Укреплённые города включают цитадель, городское ядро - шахристан (в Пенджикенте, Пайкенде, Афрасиабе расчленён внутренней стеной), иногда пригород. Преобладала сплошная квартальная застройка двухэтажными многокомнатными домами. Дворцы и дома знати имели парадные залы с плоскими балочными перекрытиями, сводчатые вестибюли и портики, украшенные росписями, резьбой, деревянной и глиняной скульптурой. Храмам (Пенджикент), типологически близким храму в Сурхкотале, присуща сложная пространственная планировка. В сельской местности в V-VII вв. Строились двухэтажные укреплённые усадьбы с обводным коридором и угловыми башнями (Аул-Тепе, Кафыр-Кала, Фильмандар), в VII-VIII вв. - замки на высоком глиняном основании-стилобате с мощными стенами.

Изобразительное искусство раннесредневекового Согда развивалось в синтезе с архитектурой, Для живописи (настенные росписи клеевыми красками) характерны полихромные многоярусные фризовые композиции на интенсивном одноцветном фоне (красном, синем, жёлтом), выразительный динамический рисунок, повествовательная трактовка сюжета (культовые сцены, изображения пиров, охоты, процессий, бегущих зверей, иллюстрации к эпосу, басням, орнаментальные фризы. Пенджикент, Варахша, Афрасиаб). Некоторое влияние на её развитие (возможно, благодаря посреднической роли Эфталитского царства) оказало искусство Индии и сасанидского Ирана. В резьбе по стуку (Варахша) и дереву (Пенджикент) прослеживаются индийские элементы, в раскрашенной глиняной скульптуре (Пенджикент) - реминисценции эллинисти- ческого искусства.

Для терракот Согда характерны серии статуэток, штампованные по нескольким образцам (в VI в. - образки с божествами, в VII в. - фигурки всадников). Торевтика V-VI вв. Напоминает ахеменидские прототипы (орнаментальные композиции). В VII в. На серебряных сосудах появляются изображения животных. Керамику второй половины VII-VIII вв. Отличает подражание серебряной посуде. В развитии шёлкоткачества Согда отразились связи с искусством Ирана, Византии и отчасти Китая. Влияние искусства Согда проявилось в культуре степных племён и в средневековом искусстве Средней Азии..

Значения в других словарях
Собко Николай Петрович

        (1851-1906), русский историк искусства. Под влиянием В. В. Стасова изучал и популяризировал творчество передвижников (работы о И. Н. Крамском, В. Г. Перове, Г. Г. Мясоедове, иллюстрированные каталоги выставок передвижников). Собко собрал обширные материалы по биографиям русских художников и библиографии русского искусства, часть которых опубликовал в "Словаре русских художников" (т. 1, в. 1 (1893), т. 2, в. 1 (1895), т. 3, в. 1 (1899)). Редактор журнала "Искусство и художественная промыш..

Собор

        главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля (например, собор Парижской богоматери, соборы св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде). В городе бывает несколько соборов. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М..

Соединённые Штаты Америки

        (United States of America), государство в Северной Америке. С древнейших времён на территории США развивались художественные культуры индейских племён. К 9-4-му тысячелетию до н. Э. Восходят наскальные росписи, обобщенные каменные головы и мелкая пластика из камня. Интересны ярусные дома-селения (пуэбло), полуподземные святилища (так называемые кива) с фигурными и орнаментальными росписями, геометрические узоры и зооморфные рисунки на керамике индейцев юго-запада (с IV в. Н. Э.). Выразит..

Сойфертис Леонид (Вениамин) Владимирович

        (р. 1911), советский архитектор. Народный художник РСФСР (1982), член-корреспондент АХ СССР (1966). Учился в Харьковском художественном институте (1928-30). Сотрудничал в журналах "Смена", "Огонёк", с 1934 - в журнале "Крокодил". Проникнутым мягким юмором рисункам, карикатурам, станковым сериям Сойфертиса свойственны обобщённая лаконичность линейного штриха, мягкая прозрачность цветовых пятен, острота композиционных ракурсов (серии. "Севастопольский альбом", карандаш, тушь, акварель, 194..

Дополнительный поиск Согд Согд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Согд" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Согд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 4 символа