Сомов

80

Константин Андреевич (1869, Санкт-Петербург – 1939, Париж), русский живописец и график. Сын историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа А. И. Сомова. Учился в Петербургской академии художеств (1888—97. С 1894 г. У И. Е. Репина) и в Академии Ф. Коларосси в Париже (1897). Один из организаторов художественного объединения «Мир искусства». Участник выставок Союза русских художников, «Сецессиона» в Вене и Берлине. В 1923 г. Уехал из России, с 1925 г. Жил в Париже.К. А. Сомов. «Дама в голубом» (Портрет Е. М. Мартыновой). 1897–1900 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва  К. А. Сомов. «Арлекин и Смерть». Акварель, гуашь. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В большинстве своих произведений Сомов обращается к традициям «галантного жанра» 18 в., нашедшего блестящее воплощение в живописи А.

Ватто. Сомов пишет сцены праздников в парках, а также свидания, записки, поцелуи в аллеях и беседках или в пышно разубранных будуарах. Однако его герои, облачённые в расшитые камзолы, платья с кринолинами и пудреные парики, похожи скорее на марионеток, разыгрывающих вечный спектакль на историческую тему, чем на живых людей. Заимствуя из итальянской комедии дель арте (комедии масок) сюжеты тайного подглядывания или неожиданного вторжения, художник извлекает из них не столько комический, сколько грустно иронический мотив. Вспышки призрачных огней фейерверков застают людей в случайно-нелепых позах, обнаруживающих мертвенную застылость («Арлекин и дама», 1912. «Осмеянный поцелуй», 1908. «Язычок Коломбины», 1912—13.

См. Илл. На с. 140). Картины Сомова погружают зрителя в мир-сон, в воспоминания об ушедшей идиллии, о которой тоскует художник, мучительно сознавая невозможность возвращения утраченной гармонии («Вечер», 1902). Люди-призраки, люди-марионетки веселятся, обречённые на вечный праздник, не зная и не умея ничего иного. Под их масками и нарядами кроются, по словам поэта М. А. Кузмина, «колдовство и смерть» («Волшебство», 1902. «Арлекин и Смерть», 1907). В отличие от др. Мирискусников, Сомов не работал для театра. Его дарование – исключительно камерное, хрупкое. Свойственная художнику глубокая меланхолия «пряталась» в изысканных мелочах – рисунках, виньетках, эскизах украшения табакерок, шкатулок, вееров, ювелирных изделий и т. д.

Блестящий портретист, Сомов создал во второй пол. 1900-х гг. Серию карандашных и акварельных портретов творческой интеллигенции (портреты поэтов А. А. Блока, 1907. М. А. Кузмина, 1909. Вяч. И. Иванова, 1906. Художников М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, 1907, и др.). Одна из вершин портретной живописи Сомова – «Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой), щемящая проникновенность которого основана на сопоставлении живого, страдающего, раздираемого мучительными мыслями человека и идиллической, но бездушной бутафории садов и кукольных фигур. После эмиграции во Францию Сомов продолжал работать в прежнем ключе.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Сольтание

        Султания, селение на северо-западе Ирана, на месте средневекового города Основан в 1270. Выдающийся памятник средневекового иранского зодчества - мавзолей Ольджейту-Ходабенде (1305-13, зодчий Али-Шах), величественное восьмигранное здание с двумя галереями в стенах (нижняя открыта внутрь, верхняя - наружу) и высоким куполом (диаметр 24,5 м, высота 20 м) с двойной оболочкой. Украшен поливными изразцами, плитками, резной терракотой и расписным стуком. Два восьмигранных мавзолея. Челеби Оглу..

Сомали

        Сомалийская Демократическая Республика, государство на северо-востоке Африки. Оседлые сомалийцы строят сплетённые из веток и обмазанные глиной хижины с конической крышей или каркасные сараеобразные сооружения, кочевники - разборные хижины овальной формы (из веток, травы, верблюжьих шкур и циновок). В портовых городах с VIII в. Из известняка-ракушечника возводились здания в духе арабской архитектуры. В городском зодчестве XIX - начала XX вв. Господствовал эклектизм. После провозглашения н..

Сомов Константин Андреевич

        (1869-1939), русский живописец и график. Учился в петербургской АХ (1888-97) и в Париже (1897). С 1925 жил в Париже. Один из основателей журнала "Мир искусства", член одноименного объединения. Обращаясь к дворянскому быту XVIII в., иронически стилизуя мотивы искусства рококо и итальянской комедии масок ("Вечер", 1900-02, "Арлекин и дама", гуашь, 1912, - оба в ГТГ), Сомов во многом определил сложение характерного для "Мира искусства" жанра неоромантической ретроспекции, создавал в своих п..

Сонгайла Миколас Александре

        (Сангайло Михаил Александрович) (1874-1941), литовский архитектор. Учился в петербургской АХ (1894-1903) и в Италии. Преподавал в Политехническом институте в Петербурге (1908-15) и Литовском университете в Каунасе (1921-41). Представитель неоклассицизма (Литовский банк в Каунасе, 1924-29), в 30-х гг. Сонгайла использовал в своих постройках элементы рационализма (банк в Мажейкяй, 1937-38). (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советск..

Дополнительный поиск Сомов Сомов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сомов" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сомов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа