Социалистический реализм

111

        творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественные структурные принципы искусства социалистического реализма. Его возникновение связано с распространением социалистических идей и развитием во многих странах революционного рабочего движения. Первые произведения литературы и искусства, революционно- пролетарские по своей направленности, относятся к середине - второй половине XIX в. ("Интернационал" Э. Потье, графика Т. Стейнлена во Франции, живопись Н.

А. Касаткина в России и др.). Развивая гуманистические и реалистические традиции предшествующего искусства на основе нового социалистического содержания, социалистический реализм представляет собой новый тип художественного сознания. Его новизна связана с тем вкладом, который внёс марксизм-ленинизм в материалистическую философию - утверждением роли революционно-преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи правдивого изображения действительности в её революционном развитии. Основой метода социалистического реализма служит также революционно-действенный социалистический гуманизм, что составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность социалистического реализма.        Мысль Ф. Энгельса о необходимости большой идейной глубины художественного творчества (К.

Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 издание, т. 29, с. 492) получила развитие в принципе партийности литературы и искусства, сформулированном В. И. Лениным и требующем соединения глубины объективного познания с субъективной творческой активностью художника. Открытая партийность искусства в период становления социализма создаёт, по выражению Ленина, основу для подлинной, а не мнимой творческой свободы, для расцвета многообразных творческих дарований и художественных явлений. Наряду с партийностью, важнейшим свойством социалистического реализма является его народность, выражающая связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью и социальной борьбой, идеалами, чувствами, интересами и устремлениями широких народных масс.        Художественное новаторство социалис- тического реализма сказалось уже на ранних этапах его развития.

С пролетарской литературой (прежде всего, творчеством М. Горького) и искусством конца XIX - начала XX вв. В искусство вошло отражение борьбы старого и нового мира, тема становления человека - борца и созидателя нового общества. Это определило характер нового эстетического идеала и его исторический оптимизм - раскрытие социальных коллизий современности в перспективе общественно-революционного развития. Для социалистического реализма характерны произведения, отображающие героику революционной борьбы и её деятелей, ведущих за собой народные массы (картины Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, пластика Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, И. Д. Шадра и др.). Изображение жизни широких масс сочеталось с обрисовкой ярко индивидуальных характеров, представляющих эти массы, народной эпичностью в изображении жизненных событий.

В 1920-х гг. Под влиянием революционного рабочего движения и воздействием развивающейся советской художественной культуры сформировались социалистические литературные и художественные течения во многих зарубежных странах - Болгарии. Германии, Польше, Франции. Чехословакии и др. Всё большее число художников обращалось к жизни и борьбе пролетариата (К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии и др.). Рост антифашистского движения в 30-х - начале 40-х гг. Вызвал новое расширение международного фронта революционной пролетарской литературы и искусства. Ведущую роль в процессе укрепления прогрессивного демократического искусства, стоящего на позициях социализма, сыграли советская литература и искусство.

Само понятие социалистического реализма, как новой по отношению к критическому реализму XIX в. Формы реализма, обусловленной как новизной жизненного процесса, так и социалистическим миропониманием деятелей литературы и искусства, было определено в 1934 на Первом Всесоюзном съезде советских писателей М. Горьким. "Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле" (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчёт, 1934, с. 17). В 30-е гг. Социалистический реализм окончательно утвердился как основополагающий, магистральный творческий метод советского многонационального искусства.        После окончания Второй мировой войны 1939-45 и образования мировой социалистической системы позиции социалистического реализма как авангарда художественного прогресса ещё более утвердились.

Обретя международное значение, социалистический реализм раскрыл себя в исключительном многообразии и ярком национальном своеобразии форм. Как ранее, так и на современном этапе социалистический реализм не представляет собой нечто раз навсегда данное. Его особенности и стилистические этапы в различных странах разнообразны и зависят как от конкретных социально-исторических условий, так и от исторически сложившихся национальных художественных вкусов и традиций. Социалистический реализм - постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художественное явление, принципиально отличное и от бескрылого натурализма и догматического академизма, и от модернистского формотворчества. Социалистический реализм охватывает ныне многонациональный опыт искусства стран социализма, революционного искусства буржуазного Запада и развивающихся стран, складывающегося в обстановке сложного противоборства различных тенденций.

Исторический опыт развития мирового социалистического искусства говорит о том, что социалистический реализм представляет собой не узкий, замкнутый в рамках одного или даже нескольких способов изображения творческий метод, а исторически открытую систему форм художественного творчества, основанную на достоверном и эстетически правдивом изображении жизни, вбирающую в себя все новые, подлинно художественные достижения человечества. Именно поэтому, сохраняя принципиальную идейно-художественную общность, столь ярки и своеобразны произведения Т. Салахова и Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого и И. Зариня, Г. Йокубониса и Э. Д. Амашукели, И. Клычева и Л. А. Мууги. Печать яркого национального и неповторимого индивид своеобразия несут на себе многие работы Ф.

Кремера, В. Вомаки и Р. Бергандера - в ГДР, К. Бабы и А. Чукуренку - в Румынии, Ф. Коварского, К. Дуниковского, Т. Кулисевича - в Польше, Э. Домановского, Е. Кереньи и И. Кишша - в Венгрии, К. Покорни, М. Швабинского - в Чехословакии, С. Русева, И. Петрова - в Болгарии и многих других.Литература. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, 4 изд., т. 1-2, М., 1983. В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 6 изд., М., 197Э. М. Горький, О литературе, М., 1961. С. М. Петров, Возникновение и формирование социалистического реализма, М., 1970. Проблемы художественной формы социалистического реализма, Сборник статей, т. 1-2, М., 1971. Ю. А. Лукин, Ленин и теория социалистического искусства, М., 1973. Д. Ф. Марков, Проблемы теории социалистического реализма, М., 1975. Проблемы социалистического реализма.

(Сборник статей), М., 1975. В. В. Ванслов, О реализме социалистической эпохи, М., 1982. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
София

        столица Болгарии. Живописно расположена у подножия горного массива Витоша. В I в. Н. Э. Древнеримское поселение Сердика. С 809 называется Средец, с конца XIV в. - София (по названию церкви св. Софии, V-VI вв.). В средневековый период и новое время крупный экономический и культурный центр. Интенсивно разрасталась с конца XIX в. Сочетает радиально-кольцевую (в центре) и прямоугольную планировку. Среди построек преобладают парадные здания в духе эклектизма (Народный театр имени И. Вазова, 1..

София Константинопольская

храм Св. Софии (Премудрости Божией) в Константинополе (ныне Стамбул, Турция), выдающийся памятник византийской архитетктуры. Возведён в 532—37 гг. Архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. По преданию, образ здания Св. Софии явился зодчим во сне. Центрическая трёхнефная базилика воплотила идею простёртого над людьми Божественного мироздания. Возведённый в правление императора Юстиниана, в пору наивысшего могущества Византийской империи, храм стал не только культовым центром, но и ме..

Союз архитекторов СССР

        (СА СССР. В 1932-55 - Союз советских архитекторов), творческая общественная организация деятелей советской архитектуры. Создан в 1932. На 1 января 1986 - 19067 членов. Устав СА СССР принят в 1937, изменён и дополнен в 1970 и 1975. Цель СА - повышение уровня советской архитектуры, развитие профессионального мастерства советских зодчих, поддержка инициативы и новаторства в борьбе за коммунистическую идейность и много- национальность советского архитектурного искусства. В систему СА СССР вх..

Союз молодёжи

        Общество художников "Союз молодёжи". Основан в 1909 в Петербурге Л. И. Жевержеевым, И. С. Школьником, Э. К. Спандиковым. В "Союз молодёжи", не имевший какой-либо определённой программы, входили представители различных художественных течений. Символизма, кубизма, футуризма, "беспредметничества" (Ю. П. Анненков, Н. И. Альтман, Д. Д. Бурлюк, В. Е. Татлин, П. Н. Филонов, М. З. Шагал, А. А. Экстер и др.). В выставках "Союза молодёжи" принимали участие члены группировок "Бубновый валет" и "Осл..

Дополнительный поиск Социалистический реализм Социалистический реализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Социалистический реализм" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социалистический реализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа