Суриков Василий Иванович

73

        (1848-1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869-75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881. См. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур ("Княжий суд", 1874, "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы", 1875, - обе в ГТГ). С 1877 жил в Москве. Посетил Германию, Францию, Австрию (1883-84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Суриков страстно любил русскую старину. Обращаясь к сложным, переломным моментам в истории России, он искал в них созвучия волнующим вопросам современности.

В 80-х гг. Суриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887. Все - в ГТГ). С глубиной и проницательностью истинного историка Суриков раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, логику её движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. Исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине.

С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа, изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. П. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. В его произведениях общий колорит, основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, ритм цветовых пятен, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись.

Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 90-х гг. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. В картине "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) мысль Сурикова "две стихии встречаются" раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ) воспето мужество русских воинов.

Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Сурикова 90-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах ("Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской", 1891, ГТГ). В годы реакции Суриков, верный демократическим традициям, писал (до 1910) картину "Степан Разин" (начата в 1903, ГРМ). Суриков также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Сурикова, впервые с такой силой показавшее народ как главную движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя Сурикова присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей Сурикова..

Значения в других словарях
Суреньянц Вардгес

        (1860-1921), армянский живописец, график и театральный художник. Учился в МУЖВЗ на архитектурном отделении (1876-79), окончил мюнхенскую АХ (1885). С 1894 экспонент, с 1910 член ТПХВ (см. Передвижники). Жил в Москве и Петербурге, с 1917 - в Ялте. Автор первых в армянской живописи картин на исторические и историко-бытовые сюжеты ("Семирамида у трупа Ара Прекрасного", 1899, Картинная галерея Армении, Ереван), портретов, пейзажей.. ..

Суриков

Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва), русский живописец и график, выдающийся мастер исторической картины. Родился в старинной казачьей семье, его предки пришли с Дона в Сибирь вместе с Ермаком. Учился у местного художника Н. В. Гребнева, затем в Петербургской академии художеств (1869—75) у П. П. Чистякова. Первым самостоятельным полотном стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» (1870). В 1875 г. Написал картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агри..

Суровый стиль

        принятое в советской художественной критике и искусствознании название направления в советском изобразительном искусстве конца 50-х - 60-х гг., для которого характерны поэтизация и романтическая героизация трудовых буден, выявление в образах современников энергически-волевого начала. Представители "сурового стиля" (Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. И. Иванов, П. Ф. Никонов, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Т. Т. Салахов и др.) тяготели к обобщённым лаконичным формам, монументализированной..

Сурхкоталь

        Сурх Котал, холм в Северном Афганистане, в Баглане, с остатками крупного храмового комплекса - памятника культовой архитектуры Бактрии эпохи Кушанского царства. Ансамбль Сурхкоталь (в Сурхкотале сочетались культы огня и династийный культ кушанских царей) включал три храма. Главный - "Канишки-Победителя" (квадратный в плане четырехстолпный зал с платформой для алтаря, колонным портиком и обходным коридором с трех сторон. Размещался внутри двора, по периметру которого располагались навесы ..

Дополнительный поиск Суриков Василий Иванович Суриков Василий Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Суриков Василий Иванович" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суриков Василий Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа