Татарская автономная Советская Социалистическая республика
Татария. В составе РСФСР. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, по среднему течению Волги. К древнейшим произведениям искусства на территории Татарии относятся неолитические и энеолитические каменные фигурки животных и людей, орнаментированные сосуды и металлические украшения эпохи бронзы. В X-XIII вв. Территория Татарии входила в состав Волжско-Камской Болгарии. Города волжских болгар X-XIII вв. (Сувар, Болгар, Биляр и др.) были обнесены деревянными стенами, застроены деревянными и глинобитными жилыми домами. Сохранились руины немногочисленных каменных построек. В 1177 была основана болгарская крепость Казань. С середины XIII в. Сооружались украшенные росписями, цветной керамикой, резьбой по камню и штукатурке дворцы, мечети (так называемая Чёрная палата в Болгаре), мавзолеи и другие постройки, стилистически связанные с архитектурой Средней Азии, каменные крепости.
После присоединения в XVI в. Казанского ханства к России архитектура Татарии развивалась в основном в русле русского зодчества (Казанский кремль, основное строительство - XVI в.). В XVIII в. Распространяются отдельные влияния барокко, в архитектуре XIX в. Преобладает классицизм (Казанский университет, 1825-30-е гг., архитекторы П. Г. Пятницкий, М. П. Коринфский). На рубеже XIX-XX вв. Строятся здания в духе стиля "модерн" и неоклассицизма. Для народного зодчества казанских татар типичны деревянные срубные дома со своеобразной раскраской (в виде горизонтальных полос двух цветов) и многочисленными декоративными деталями (колонки, украшенные росписью ниши и пр.). Распространённые виды народного искусства - изготовление серебряных украшений (в техниках гравировки, чеканки, зерни и чаще всего скани) с крупными поделочными камнями, золотое шитьё, многоцветная вышивка, аппликация по ткани, коже, войлоку.
С вырезанными на камне изречениями из Корана (так называемые шамайли) и первыми печатными книгами (конец XVIII - начало XIX вв.) был связан расцвет искусства каллиграфии. Профессиональное изобразительное искусство в XIX в. Представлено творчеством русских художников, живших в Казани (Л. Д. Крюков, В. С. Турин и др.). В 1895 была открыта Казанская художественная школа, где в первые десятилетия XX в. Преподавали П. П. Беньков, Н. И. Фешин. В 1900-х гг. Появляются татарские графики-иллюстраторы. После Октябрьской революции 1917 в Татарии разворачивается широкое гражданское и промышленное строительство, реконструируются старые и создаются новые города и посёлки (Нижнекамск, Шапши и др.). В зодчестве 20-30-х гг. Распространяется конструктивизм (Дом печати в Казани, 1933-37, архитектор С.
С. Пэн). Со второй половины 30-х гг. Чаще используются классицистические архитектурные формы и декоративные приёмы татарского народного искусства (Татарский театр оперы и балета имени М. Джалиля, 1933-56, архитекторы Н. А. Скворцов, И. Г. Гайнутдинов). Для архитектуры второй половины 50-х - начала 80-х гг. Характерен переход к более рациональным и лаконичным объёмно- пространственным решениям (Речной вокзал, 1962, архитектор Гайнутдинов, и цирк, 1967, архитектор Г. М. Пичуев, в Казани), к индустриальным методам массового жилищного строительства (застройка города Брежнев, архитектор Б. Р. Рубаненко, Е. И. Кутырев и др.). После создания в Казани (в 1923) филиала АХРР, во главе которого стояли художники- реалисты Беньков, П.
А. Радимов и др., интенсивно формируются национальные кадры художников (Б. И. Урманче, С. С. Ахун, Н. К. Валиуллин, Ф. Ш. Тагиров и др.). В 30-х гг. И в период Великой Отечественной войны 1941-45 работали В. К. Тимофеев, К. Е. Максимов, Г. В. Житков, Н. М. Сокольский, Г. А. Рахманкулова, М. В. Васильева. Большое распространение получил агитплакат (И. Е. Бобровицкий, Э. Б. Гельмс). В 50-80-х гг. Плодотворно развиваются историко- революционный и бытовой жанры (И. В. Рафиков, Г. А. Рахманкулова, Л. А. Фаттахов, И. М. Халилуллов, Х. А. Якупов, И. К. Зарипов и др.), портрет (В. И. Куделькин, С. А. Ротницкий), пейзаж (Н. Д. Кузнецов, С. О. Лывин, К. Е. Максимов, М. У. Усманов). В скульптуре выделяются острохарактерные портреты, созданные Урманче, монументальные произведения В. М. Маликова, жанровые и сказочные образы Н.
И. Адылова, Г. А. Зяблицева, Р. X. Нигматуллиной. В области станковой и книжной графики работают Е. В. Киселёва, И. К. Колмогорцева, Л. А. Потягунин и др. В 1938 организовано Татарское отделение СА СССР (с 1983 - Татарская организация СА РСФСР), В 1939 основан Союз советских художников Татарской АССР (с 1968 - СХ Татарской АССР)..
Дополнительный поиск Татарская автономная Советская Социалистическая республика
На нашем сайте Вы найдете значение "Татарская автономная Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Татарская автономная Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 58 символа