Саваркар, Винаяк Дамодар

321

(1883-1966) - полит, деятель, идеолог индусского коммунализма. Род. В Махараштре в семье обедневшего брахмана. Уже в ранние годы С. Принял активное участие в деятельности антианглийских террористич. Обществ. В 1906 вместе с братом стал основателем революционного кружка "Молодая Индия" ("Абхинава Бхарат") в г. Насике. Члены кружка изучали материалы, связанные с деятельностью Гарибальди, Мадзини и русских народовольцев. В том же году С. Отправился в Лондон, где наряду с активной антиколониальной пропагандой в печати и написанием патриотического исследования о Восстании 1857 занимался подготовкой террористич. Актов в Индии. После первого же из запланированных актов его орг-ция была разгромлена, а сам С. Схвачен в Лондоне и отправлен в Индию.

В 1910 его судили в Бомбее и приговорили к двум пожизненным заключениям с обязательным условием их последовательного отбывания. Он был сослан на Андаманские острова и позднее написал волнующие заметки об этом мире каторжников. В 1924 по состоянию здоровья был освобожден, а в 1937 ему вновь разрешено заниматься политич. Деятельностью. Тогда же он был избран президентом коммуналистской организации Хинду маха сабха (ХМС) Партия без лидера и лидер без партии нашли друг друга. Уже в первых своих выступлениях на сессиях ХМС новый президент активно внедряет в сознание слушателей основные понятия своей политич. Философии - "хиндутва" ("индусскость") и "хиндудом" ("индусский мир"), которые отныне станут краеугольными для индусского коммунализма Сам С.

Уже в 1937 сделал следующие выводы из своих теоретич. Построений. Во-первых, общность ("культурно-религиозно-национальная") всех ин дусов, составляющих "хинду дом". Это "доказывалось" тем, что индусы "более явно отличаются от других людей мира, чем друг от друга". Во-вторых, быть индусом - это значит быть индийцем (а в подтексте уже звучало - и наоборот), быть индусским националистом - значит быть индийским националистом. В-третьих, истинным выразителем такого национализма является ХМС, которая выступает якобы не от имени религ, общины и не во имя защиты религ. Интересов, а от имени "индусской культурной общности". Но, проповедуя индусский национализм, освобождение Великого Хиндустана и дальнейшее развитие "хиндудома" С.

Как бы спохватился, что есть в Индии и др. Общины. Он бегло перечисляет их, отмечая, что "особых трудностей для индийской национальной консолидации они не представляют. Единственная община, мира с к-рой быть не может, - это мусульмане. В Индии, утверждает С., живут две антагонистические нации - индусы и мусульмане. Лица последних "всегда повернуты в сторону Мекки и Медины!". С. Предупреждает индусов:"Мусульмане окажутся опасными для нашей индусской нации и для самого существования общего индийского государства даже в том случае и тогда, если и когда уйдет Великобритания. Не закроем же глаза на то, что они как община в целом до сих пор лелеют фанатичные планы установить в Индии царство ислама". Риторика С. Производила немалое впечатление на деятелей ХМС - им, видимо, казалось, что вся Индия действительно вслушивается в этот голос, зовущий и предостерегающий, предсказывающий и угрожающий.

Недаром семь лет подряд будут они избирать С. Председателем, несмотря на его постоянные сетования по поводу ухудшающегося здоровья. Недаром в своих речах, брошюрах и книгах долгие годы будут они, по сути дела, повторять и разжевывать те положения, которые были впервые сформулированы С. Недаром и по сей день ХМС, практически сошедшая со сцены, будет из последних сил переиздавать тексты речей С , произнесенных полвека назад. По своему значению ХМС, несмотря ни на что находившаяся все же на периферии политич. Борьбы, не могла идти ни в какое сравнение с Конгрессом. При всей претензии на выражение мнения всего индусского мира" голос С , а тем более голоса вторивших ему др. Лидеров ХМС совершенно тонули в мощном громе нац.-освободительной борьбы.

В 1948 С. Был вынужден отойти от политич. Деятельности - его имя фигурировало в процессе над убийцей Махатмы Ганди как по крайней мере идейного вдохновителя этого террористич. Акта. И хотя его прямое участие в политич. Убийстве вождя нац.-освободительного движения доказано не было, политич. Жизнь его закончилась.Р. Рыбаков.

Значения в других словарях
"Сукхмани"

Поэма гуру Арджуна, вошедшая в Ади Грантх". Считается, что в ней гуру Арджун изложил основные догматы сикхской веры.Е. Успенская. ..

"Сурья-сиддханта"

(букв. "Учение о Солнце") - знаменитый инд. Трактат, классич. Руководство для астрономов и астрологов. В соответствии с легендами считается откровением самого бога солнца Сурьи.Н. Краснодембская. ..

Савитри

(Солнечная)1. Название мантры, части гимна "Ригведы" (III. 62.10), обращенный к богу солнца. "Мы хотели встретить этот желанный блеск бога Савитара, к-рый должен поощрять наши поэтические мысли" (пер. Т. Я. Елизаренковой). Эта наиб, священная мантра, именуемая также Гаятри, считается "Матерью Вед" и может быть произносима только "дваждырожденными".2. Богиня, олицетворение мантры, появилась из разделившегося надвое Брахмы и стала его супругой. Иногда С. Считается дочерью Савитара или Дакши. В шив..

Сагуна

(окачествленный) эпитет Брахмана при связывании этого понятия с идеей личного бога - Шивы или Вишщ в направлениях бхакти. Личностное понимание абсолютного. Поклонение богу в сагуна-бхакти всегда связано с его иконографией и мифологией.А. Парибок. ..

Дополнительный поиск Саваркар, Винаяк Дамодар Саваркар, Винаяк Дамодар

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Саваркар, Винаяк Дамодар" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Саваркар, Винаяк Дамодар, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 24 символа