Хинду Маха Сабха, Хмс
(Великое собрание индусов) - политич. Партия религиозно-шовинистич. Толка, созданная в 1915 в свящ. Для индусов городе Хардваре в результате слияния уже существовавших (с 1907) коммуналистских орг-ций Аллахабада, Пенджаба и Бенгалии. В течение трех последующих лет штаб-квартира всеиндийской (Акхиль Бхарат) ХМС оставалась в Хардваре, а в 1918 была перенесена в Дели, где и остается до сих пор. В первые годы своего существования ХМС выступала с позиций "возрождения индусов", но позднее это положение оказывается вписанным в жестко коммуналистский, антимусульманский контекст. В нач. 20-х гг. Лидеры ХМС разворачивают движение шуддхи, т. Е. Возвращение в индуизм индийских мусульман и христиан. Они активизируют также начатое еще "Аръя самадж" движение, не только ставившее своей целью консолидацию индусской общины, но и возводившее защиту индуизма и интересов индусов в ранг релит, долга.
ХМС решительно не поддерживает усилий Ганди, направленных на достижение индусско-мусульманского единства. Все более резкая антимусульманская демагогия и погромная деятельность ХМС соседствовали со все более явным стремлением к компромиссу с колониальными властями, что приводило ко все большему расхождению ХМС с Ганди и Индийским Национальным Конгрессом. Если в нач. Своей деятельности ХМС выступала как бы вместе с ИНК, своего рода дублером, говорившим, правда, не от имени всех индийцев (как Конгресс), а лишь от имени индусов. Если позднее ХМС пыталась, хотя бы в глазах англичан, выглядеть выразителем и представителем большинства населения вместо ИНК, то с сер. 30-х гг. Она уже выступает против Конгресса. Эта тенденция усиливается, когда к руководству ХМС приходит крупнейший теоретик коммунализма В.
Д. Саваркар, возглавлявший ХМС с 1937 в течение 7 лет. После выдвижения Мусульманской Лигой требования раздела Индии по ре лиг. Принципу и создания Пакистана антимусульманская пропаганда ХМС достигает апогея. Как своего рода идеологич. Контрмеру идее Пакистана Саваркар выдвигает лозунг "Акханд Бхарат" - "За единую неделимую Индию". Одноврем. Предлагалось "индуизировать политич. Жизнь". Усиливаются контакты между ХМС и РСС. Арест Саваркара и мн. Др. Лидеров ХМС в 1948 по обвинению в участии в убийстве Ганди, запрет издававшихся ХМС газет, конфискация книг и брошюр на какое-то время внесли растерянность в партийные ряды. Однако ХМС не самораспустилась, как предлагали нек-рые ее члены, а через какое-то время вернулась к коммуналистской пропаганде.
Тем не менее оправиться после 1948 она уже не смогла. Успехи ХМС на выборах в парламент в 50-е гг. Были эфемерными - одно, два места. Позднее ХМС продолжала публиковать предвыборные манифесты, но фактич. Роль ее на политич. Сцене Индии завершилась. История ХМС по-своему поучительна. По сути дела, ХМС - это как бы первый чертеж индусского коммунализма, в к-ром уже есть все осн. Политич. Черты этого обществ, явления (общинность, резко антимусульманская направленность, попытка завоевать избирателей на конфессиональной основе, использование межобщинных конфликтов, релит, утопизм и др.) Однако "здание" коммунализма в независимой Индии строилось хотя из тех же "кирпичей" и зачастую с использованием тех же кадров, но на другой основе.
Более гибким, более перспективным оказалось другое, параллельное ХМС коммуналистское объединение - РСС. В кач-ве же парламентской партии, дочерней по отношению к ХМС, более преуспела Джан сангх, членами к-рой стали мн. Деятели ХМС.Р. Рыбаков.
Дополнительный поиск Хинду Маха Сабха, Хмс
На нашем сайте Вы найдете значение "Хинду Маха Сабха, Хмс" в словаре Индуизм, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хинду Маха Сабха, Хмс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 21 символа