Кыяс

191

Религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, изложенными в Коране и принятыми пророком Мухаммадом. Такой правовой метод признан мусульманскими школами в связи с тем, что существуют отдельные проблемы, по которым нет прямых указаний в исламских первоисточниках. Обоснованием правомочности вынесения суждения на основе наблюдений, размышлений и аналогии являются некоторые аяты Корана:- «Неужели они не странствовали по земле и не видели, каков был конец тех, кто жил до них. Аллах истребил их, и неверных ожидает то же самое» (47. 10).- «Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, что их жизнь [на земле] и [после] смерти будет одинакова.

Скверны же их суждения!» (45. 21).- «[Это Коран] - благословенное Писание, Мы ниспослали его тебе, чтобы [люди] размышляли над его аятами, а умные запомнили бы [как наставление]» (38. 28).Метод кыяса принят основными суннитскими правовыми школами Ислама в качестве четвертого источника иджтихада, после Корана, Сунны и Иджмы. Однако проводить аналогию между похожими обстоятельствами можно только в том случае, когда конкретные обстоятельства не рассмотрены в Коране или Сунне и когда авторитетные мусульманские богословы не имеют единого мнения по рассматриваемому вопросу. В отличии от первых трех источников иджтихада, решение, принятое на основании кыяса не является базовым, основополагающим, обязательным для исполнения, а носит лишь поясняющий, позволительный, рекомендательный характер.По поводу приемлемости решений, выведенного на основании кыяса в качестве религиозного доказательства (худжа), в среде мусульманских улемов существовали различные мнения.

Абу Ханифа, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и Малик ибн Анас полностью принимали их в качестве доказательства. Ахмад ибн Ханбаль в целом недоверчиво относился к кыясу, однако признавал решения, выведенные на его основе в самых исключительных случаях.Иджма ближайших сподвижников (асхаб аль-кирам) пророка Мухаммада признавала кыяс в качестве религиозного доказательства. Например, когда речь шла о признании халифом Абу Бакра, одним из доводов было то, что пророк Мухаммад во время своей болезни назначил руководить Абу Бакра намазом. А раз он выдвинул его в делах Божественных, значит и в земных делах Абу Бакр также должен быть первым (т.е. Халифом).Полностью отвергли кыяс только шииты и захириты. В своих доводах они ссылались на следующие аяты Корана:- «О вы, которые уверовали.

Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - слышащий, знающий» (49. 1);- «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, - ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, - а потом все они будут собраны перед своим Господом» (6. 38);- «[Вспомни, Мухаммад,] тот день, когда Мы выставили против последователей каждой общины свидетеля из их среды - и тебя выставили свидетелем против [мекканских многобожников], как Мы ниспослали тебе Писание в разъяснение всего сущего как руководство к прямому пути, как милость и добрую весть для муслимов» (16. 89);- «Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу.

Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу» (17. 36).Однако, как видно из содержания аятов, дословного запрета на возможность суждения по аналогии они не содержат. С другой стороны, призыв к следованию только за тем, что содержится в Коране и Сунне вовсе не означает запрета на проведение иджтихада на их основании по каким-то возникшим проблемам.Противники кыяса также приводили один хадис пророка о том, что «…тот, кто поступает на основании мнения (См. Ра’й), тот сбивается с истинного пути и сбивает других». Однако иснад этого хадиса слабый и он не годится в качестве доказательства неприемлемости кыяса.По причине полного отвержения кыяса, захириты издали несколько неоднозначных фетв, которые были осуждены большинством мусульман-суннитов (См.

Захиритский мазхаб).Пример кыяса. В сборнике Бухари приводится хадис от пророка Мухаммада. «Пусть не выносит решений судья, если он разгневался» (Ахкам, 13). В законодательстве Османской империи на основании этого хадиса был сделан следующий кыяс. «Если судья находится в состоянии депрессии, печали и других состояниях, отражающихся на его способности принимать объективные решения, пусть он их не выносит». Здесь аналогия была проведена между состоянием гнева, который фигурирует в хадисе и некоторыми другими состояниями (депрессия, печаль и т.д.), которые могут помешать судье выносить справедливые решения (Махмуд Асад. Тальхису Усули’ль-Фикх. Измир, 1313, с. 12).(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А.

Али-заде, Ансар, 2007 г.).

Значения в других словарях
Кыям аль-Лейл

Необязательный ночной намаз, который может совершаться после обязательного вечернего намаза вплоть до наступления рассвета. При соответствующих обстоятельствах этот намаз может называться Тахаджжуд или Таравих.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Кыяма

День воскресения (большая кыяма), когда все творения предстанут перед Аллахом и будут отвечать за совершенные ими деяния. В то же время, малой кыямой называют индивидуальную смерть каждого человека. В Коране и Сунне содержится много информации о большой кыяме. В частности отмечается, что она начнется с двух трубных гласов (сур) со стороны ангела Исрафила. После первого трубного гласа вся вселенная и все живое погибнет. Аллах уничтожит небеса, звезды, моря. Вслед за этим, Аллах снова создаст нову..

Кяфир

Неверный, неблагодарный, скрывающий, не признающий истины, не верующий в существование или единство Аллаха. Слово происходит от глагола "кафара" - покрывать, скрывать. Слово кяфир, в узком смысле, означает "скрывающий свое знание о Боге". Кяфирами называются люди, которые отказываются признавать существование, единство и атрибуты Аллаха, пророческую миссию Божьих посланников (или хотя бы одного пророка), существование ада и рая, воскресение после смерти и страшный суд. Смысл жизни они видят толь..

Лакит

В исламском праве подкидыш, брошенный новорожденный ребенок. Часто это преступление совершается с целью сокрытия факта прелюбодеяния. Совершивший это деяние является грешником. А тот, кто принял и приютил брошенного ребенка, совершает богоугодное и благое дело (саваб).(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.). ..

Дополнительный поиск Кыяс Кыяс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кыяс" в словаре Ислам. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кыяс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа