Таклид

256

Следование мусульман предписаниям муджтахидов или муфтиев какого-либо мазхаба в вопросах, связанных с практическими предписаниями религии. Таклиду следуют те мусульмане, которые не разбираются в различных проблемах правового характера. Им достаточно спросить у знатоков исламского фикха (права) о решении тех или иных житейских проблем и следовать их словам. Тех мусульман, которые следуют таклиду называют мукаллидами. Практика таклида возникла приблизительно в середине второго века хиджры. Однако, во все времена, были и его противники, которые считали, что все мусульмане обязаны во всем искать доказательств своих действий, а не бездоказательно ссылаться на фетвы муфтиев мазхабов. Но, сторонники таклида считают, что основная масса народа должна заниматься своими повседневными делами, а проблемами фетв должны заниматься профессионалы и люди, которые имеют соответствующее образование.

Простые обыватели, не имея профессиональной подготовки, никогда не сумеют сделать правильные выводы из аятов Корана и хадисов, иджмы и кыяса. Поэтому они должны делать таклид. Таким образом, во всех четырех суннитских мазхабах таклид считается верным и даже обязательным (ваджиб) для мусульман. В доказательство этого сторонники таклида приводят некоторые хадисы и аяты Корана:- «...спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете...» (16. 43).- «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти среди вас» (4. 59).Противниками таклида же были такие улемы, как Ибн Теймия, Ибн аль-Каим, Шаукани. Они считали, что в нижеследующих аятах Аллах порицает людей за слепое следование традициям:- «Когда неверным говорят.

"Следуйте за тем, что ниспослал Аллах, и за Посланником", - они отвечают. "Довольно нам того, что исповедовали наши отцы". Неужели так, если даже их отцы ни о чем не ведали и не следовали прямым путем?» (Коран, 5. 104);- «Когда же им говорят. "Следуйте за тем, что Аллах ниспослал!" - они отвечают. "О нет. Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы". Неужели же [последуют они за] шайтаном, даже если он позовет их к [тому, что влечет] наказание адским огнем?» (Коран, 31. 21).Помимо этого они говорили о том, что Аллах в Коране и Сунне повелел следовать только Корану и Сунне. «Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника, если вы веруете в Аллаха и в Судный день» (4. 59).Относительно вышеприведенного аята - «...спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете...» - они говорили, что не знающие положений Корана и Сунны должны спрашивать их у знающих и следовать тому аяту или хадису, который они услышали.

По их словам, праведные предки (салаф ас-салихин) всегда следовали аятам и хадисам, а не мнениям отдельных людей. По поводу приведенного выше аята - «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и носителям власти (улю’ль амр) среди вас» - они говорили, что повиноваться им нужно в качестве исполнителей религиозного закона, а не подчиняться им лично. Помимо этого, в защиту своей точки зрения они приводили различные хадисы.Среди мусульманских улемов были и такие, которые занимали среднюю позицию между противниками и сторонниками таклида. К их числу относились такие улемы, как Хатиб аль-Багдади, Шатиби, Шах Валиуллах Дехлеви. Они считали, что муджтахиды должны выводить все религиозные предписания непосредственно из первоисточников.

Что же касается остальных людей, то, если некоторые из них обладают достаточными знаниями, то они могут изучать различные фетвы муджтахидов и сверять их с первоисточниками. Если есть возможность проверки этих фетв по первоисточникам Ислама, то они обязаны сделать это. Что же касается подавляющего большинства народа, который не занимается религиозными науками, то им позволительно делать таклид. При этом они не должны подчиняться непосредственно муджтахидам и их словам, а видеть в них людей, которые помогают им следовать предписаниям Корана и Сунны. Необходимо также хотя бы иметь приблизительное представление о том, откуда именно муджахид выдал им то или иное предписание. Они также не должны быть фанатичными последователями своих муджтахидов и всегда иметь в виду, что они тоже простые люди и могут ошибаться.

То есть при противоречии мнения муджтахида данным ясных смыслов Корана и Сунны (нассам), необходимо последовать за нассами. Кроме того, нельзя делать таклид муджтахидам в таких очевидных религиозных вероубеждениях, как вера в существование Аллаха или ангелов. Также нельзя следовать мнению муджтахида в таких общеизвестных вопросах, как необходимость совершения пятикратного обязательного намаза, обязательность выплаты закята, убежденность в запретности прелюбодеяния и ростовщичества.(Источник. «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.).

Значения в других словарях
Таклид

— традиция, подражание — принцип безоговорочного следования установкам авторитетных богословов и правоведов, исключавший всякую возможность самостоятельных суждений по вопросам теологии, морали и права. В настоящее время его влияние сильно в странах распространения ислама.. ..

Такбир

Возвеличивание Аллаха словами "Аллаху акбар" (Аллах велик), которые постоянно употребляется мусульманами. В частности эти слова употребляются в намазах и зикрах. Такбир подчеркивает величие Аллаха, который не нуждается в молитвах людей. Служение и поклонение людей не приносит Ему никакой пользы. Все это нужно самим людям, которые нуждаются в Аллахе. Такбир является составной части призыва к молитве - Азана. Также произнесение слов «Аллаху акбар» является обязательным в самом начале намаза, а в о..

Такия

Осмотрительность, сокрытие своих вероубеждений. Исламские ученые признают за мусульманином право сокрыть свои вероубеждения для сохранения своей жизни, если они бывают принуждаемы к отречению от своей религии со стороны неверных. Принужденный к совершению такия мусульманин отрекается от Ислама только внешне, на словах. Но в сердце остается в религии Аллаха. Согласно Ибн Касиру, это исходит из смыслов коранических аятов. «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, есл..

Такфир

Обвинение в неверии (куфре). По вопросу о внешних признаках перехода человека из веры в неверие, в различных мусульманских школах имелись различные, порой даже противоречащие друг другу, мнения. Первыми эту проблему подняли хариджиты в период правления праведного халифа Али ибн Абу Талиба. Во время битвы при Сиффине с армией наместника Сирии Муавии, Али, вместе со многими своими сторонниками, принял предложение противоборствующей стороны о решении конфликта с помощью третейских судей. Однако ни ..

Такья

Остановка, стоянка. В тасаввуфе (суфизме) место собрания людей (вне мечетей), напряженно занимающихся духовной практикой, для совместного произнесения зикров (См. Зикр), проведения других молитв, а также для преподавания и обучения. Первые такие собрания осуществлялись в пограничных крепостях-рибатах (См. Рибат). Считается, что первый рибат был основан учеником Хасана аль-Басри Абд аль-Вахидом ибн Зейдом в Абадане в 150/767 году. Согласно другим сообщениям, первая такья была основана в конце 2-г..

Дополнительный поиск Таклид Таклид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Таклид" в словаре Ислам. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Таклид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа