Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817 - 7.12.1860)

56

Русский писатель, историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С.Т. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). Ок. 1840 вместе с Ю.Ф. Самариным примкнул к кружку А.С. Хомякова и стал в 1840-50-е одним из наиболее видных славянофилов. В 1846 публикует свою магистерскую диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". Свои общественно-исторические взгляды выражал в исторических работах - "Об основных началах русской истории" (1861), "Родовое или общественное явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851), "Замечания на статью г.

Соловьева..." (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматических произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль Аксакова. В Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй. В России же народ и государство мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, государство начало теснить "землю".

Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной - основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обеспечивает единение царя, народа и Церкви. Западная цивилизация рассудочна, там "внутренняя правда" христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт - воплощение нравственного союза людей, - не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две "отдельные союзные силы".

Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь. Русский народ, писал он, есть народ не государственный. Именно этим, по его мнению, объясняется "многовековая тишина внутри России". Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. Аксаков представил Александру II "Записку о внутреннем состоянии России", в которой, в частности, упрекал правительство за подавление нравственной свободы народа и деспотизм, ведущий к нравственной деградации нации. Д. К..

Значения в других словарях
Аксаков Иван Сергеевич (26.09.1823 - 27.01.1886)

Русский публицист, поэт и общественный деятель. Вместе с братом К.С. Аксаковым и Ю.Ф. Самариным представлял т.н. "младших" славянофилов. Сын писателя С.Т. Аксакова. Окончил Петербургское училище правоведения (1838-42). По поручению Русского географического общества изучал торговлю в Малороссии и написал "Исследование о торговле на украинских ярмарках" (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858-78 играл руководящую роль в Московском славянском комитете. В годы ..

Аксаков Константин Сергеевич

Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской губернии, умер 7 декабря 1860 года на острове Занте. Биография А. Не богата внешними фактами, но общий склад его личной жизни с раннего детства до могилы многое выясняет в его мировоззрении и отношениях к основным вопросам русской жизни. Старший сын Сергея Тимофеевича не только вырос, но и всю жизнь провел в характерной с..

Аксаков Николай Петрович

Аксаков, Николай Петрович (1848 - 1909), богослов-историк и канонист. Слушал лекции в университетах Германии, Швейцарии и Франции. Защитил в Гиссене написанную им на немецком языке диссертацию "Идея Божества" и получил степень доктора философии. Служил в государственном контроле. Литературная деятельность А. Началась сотрудничеством в "Беседе", "Русской Мысли", "России" и др. Периодических изданиях. В журналах "Благовест", "Русская Беседа", "Русский Труд" А. Напечатал ряд статей о вопросах церко..

Аксаков Сергей Тимофеевич

Аксаков, Сергей Тимофеевич, знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, А. Несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. С. Т. - сын Тимофея Степановича А. (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оре..

Дополнительный поиск Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817 - 7.12.1860) Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817 - 7.12.1860)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817 - 7.12.1860)" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аксаков Константин Сергеевич (29.03.1817 - 7.12.1860), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 53 символа