Баранов-россинэ Владимир Давидович

71

(наст. Фам. И имя Баранов Шулим-Вольф) (1.1.1888, с.Б.Лепатиха, Мелитопольского у., Таврической губ. - 1944) - живописец, скульптор. В 1903-8 учился в Одесском художественном училище, в 1908-9 в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Участник организованных Д.Бурлюком выставок «Стефанос» (М" 1907-8), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Импрессионисты» (СПб., 1909), в которых были представлены в тесном единстве живопись, скульптура, музыка и поэзия. В 1910 уехал в Париж. Сращивание рациональной конструктивности с декоративноживописными исканиями проявилось в его композициях «Кубистическая женщина» (1910), В «Кубистических автопортретах» (1910, 1913) сказались традиционные черты русского искусства.

Многие натюрморты, пейзажи, жанровые сцены выдавали интерес Б.-Р. К футуризму («Кузница», 1911). О стремлении к «большому стилю» говорили композиции на библейские темы («Адам и Ева», 1912. «Апокалипсис в зеленых тонах», 1910-15). С 1912 жил в «La ruche» («Улей»), где тесно общался с творцами периода «бури и натиска» новейшего искусства. С 1910 выставлялся на Осеннем салоне, в 1912 экспонировал свои произведения в Цюрихе, в 1914-в Амстердаме (под псевд. «Даниэль Россинз». В 1917 присоединил псевдоним к фамилии). В 1914 в Салоне независимых представил скульптуру «Симфония №2»- свидетельство выхода к «трехмерной живописи». По описанию современника, это был «парадоксальный монтаж из цинка, покрытого пестрой и живой глазурью, с желобами, служащими подставками для каких-то странного вида мельниц для размола перца, синих, бежевых или красных шайб, перемешанных с торчащими в разные стороны пружинами и стальными прутиками».

Необычные, эпатирующие публику работы Б.-Р. Принадлежали к той же группе художественных явлений, что и эксперименты В.Татлина, П.Пикассо и А.Архипенко, стремившихся полностью освободиться от подражания природе. Программно беспредметная «Симфония № 2» апеллировала своим названием к музыке, продолжая творческие поиски Б.-Р. В направлении слияния пластических и музыкальных начал. Во время 1-й мировой войны переехал в Норвегию (1915-17). В Христианин состоялась его первая персональная выставка (1916). В Россию возвратился после Февральской революции. В ноябре 1917 на выставке в Художественном бюро Н.Добычиной в Петрограде было показано свыше 60 его работ (единств, персональная экспозиция на родине). С начала 1918 работал в отделе ИЗО Наркомпроса, которым заведовал Д.Штеренберг, его близкий знакомый по Парижу.

Руководил живописной мастерской в петроградских Свободных мастерских, бывшей Академии художеств. После переезда в Москву (апр. 1919) организовал мастерскую для изучения «Дисциплины одновременных форм и цвета» на основном отделении живописного факультета Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). В русле свойственного русской культуре XX в. (А.Скрябин, М.Чюрлёнис) стремления слить в едином ощущении разные по характеру и способу воздействия явления находилось изобретение Б.-Р. - «оптофон». Его клавиатура соединялась с экраном-»хромотроном», на котором при игре возникали движущиеся цветные формы (в 1925 запатентован в СССР, в 1926-на Западе). К 1-й годовщине Октябрьской революции Б.-Р. Написал панно «365 дней Революции».

Его демонстрацию, по мысли художника, должны были сопровождать сеансы игры на «оптофоне». В начале 1920-х в Москве, в Большом театре и театре В.Мейерхольда, состоялось несколько публичных концертов «оптофона». В программу цветомузыкальных представлений были включены произведения Э.Грига, Р.Вагнера, Ф.Шуберта, А.Скрябина, С.Рахманинова, К.Дебюсси, выступления оперных певцов и танцовщиков. В 1925 Б.-Р. Уехал в Париж, но там его «оптофон» успехом не пользовался и лишь изредка сопровождал театральные постановки. Живописные произведения Б.-Р. В Салоне независимых привлекали внимание знатоков, однако среди широкой публики популярности не завоевали. Доминирующее место в его искусстве заняли абстрактные композиции, они воздействовали на зрителя напряженным цветом, странной пульсирующей жизнью неких биоморфных структур.

Наряду с ними Б.-Р. Писал большие полотна, представлявшие собой динамичную декоративно-абстрактную аранжировку традиционных сюжетов с использованием фигуративных элементов («Мученичество Св Дени», 1927. «Леди Чаттерли», 1932. «Мать с ребенком», 1932и др.). После капитуляции Франции во время 2-й мировой войны был арестован как еврей. Его творчество, по теориям идеологов Третьего рейха, относилось к «вырождающемуся» искусству. Погиб в концлагере. Ретроспективные выставки. В Париже (1954, 1970, 1972-73, 1984), в Лондоне (1970). Отдельные работы - на выставках «Париж-Москва» и «МоскваПариж» (1980-81), «Великая утопия. Русский авангард 1915-32» (Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Нью-Йорк, Москва, Петербург, 1992-93)..

Значения в других словарях
Баранов-россинэ Владимир Давидович

БАРАНОВ-РОССИНЭ Владимир Давидович (1888-1942) - российский и французский художник. С 1925 жил в Париже. Поиски в духе кубофутуризма привели его в 1913 от живописи к созданию движущейся скульптуры. Став одним из основоположников кинетизма, развивал в 1920-е гг. Также принципы светомузыки, сконструировав клавир "опто-фоник". Погиб в фашистском концлагере.. ..

Баранов Платон Иванович

Баранов, Платон Иванович, архивист, родился 20 октября 1827 года, учился в училище правоведения, с 1865 года до кончины своей (24 декабря 1884 года) состоял директором сенатского архива. Под заглавием "Архив Правительствующего Сената" (3 тт., СПб., 1872 - 78) он издал опись Высочайших повелений за время с 1707 года по 1762 год. Б. Имел еще в виду составить общий словарь сенаторов, но при жизни успел издать только брошюру. "Михаил Андреевич Балугьянский" (СПб., 1882). Оставшиеся же после него мат..

Баранов Эдуард Трофимович

Баранов, граф Эдуард Трофимович (о роде графов Б. См.), генерал-адъютант, член государственного совета (1811 - 1884). Начал службу в лейб-гвардии Измайловском полку, был командирован на Кавказ, где принял участие в военных действиях, равно как и в венгерской войне. Затем командовал лейб-гвардии Преображенским полком, а в 1866 году назначен лифляндским, эстляндским и курляндским генерал-губернатором и командующим войсками рижского военного округа, и в том же году - генерал-губернатором северо-зап..

Баранович Лазарь

Баранович, Лазарь, см. Лазарь Б.. ..

Барановские

Барановские, старинный дворянский род, происходящий от полкового обозного, жалованного землями, по гетманским универсалам, еще в конце XVII века, и записанный в VI часть родословной книги Черниговской губернии. В. Р-в.. ..

Дополнительный поиск Баранов-россинэ Владимир Давидович Баранов-россинэ Владимир Давидович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Баранов-россинэ Владимир Давидович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баранов-россинэ Владимир Давидович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 34 символа