Вишняк Марк Вениаминович

68

(Мордух Веньяминович) (2.1.1883, Москва 31,8.1976, Нью-Йорк) - публицист, политический деятель, юрист. Родился в- ортодоксальной еврейской семье. Отец - мелкий торговец тканями. Окончил 1-ю московскую гимназию (с серебряной медалью, 1901) и юридический факультет Московского университета (1907). После защиты кандидатской диссертации «Личность в праве» оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре государственного права. В 1903-4 изучал медицину в Баденском университете (Германия). С 1908- помощник присяжного поверенного Н.Муравьева. В 1905-17 сотрудничал в журналах «Вестник права и нотариата», «Книга», «Образование», «Русское богатство» и «Юридический вестник». В газетах «Русские ведомости», «Право» и «Сын Отечества».

Критически относясь к политической системе царизма, В. Отвергал революционные методы социальной трансформации. Он относил себя к поколению, состоявшему в духовном родстве с просветителями XVIII в. И убежденному в том, что «главное решают не учреждения, а люди и уровень их умственного и морального развития. Не внешняя обстановка и, тем менее, физическая мощь - главный фактор истории, а личный почин и идеи...». 5.12.1904 принял участие в демонстрации московских студентов, предпринятой против ущемления властями прав петербургского студенчества. Был арестован и провел месяц в тюремном заключении. События 9.1.1905 убедили В., «к революции до этого дня никак не причастного», включиться в революционное движение. В октябре 1905 он вошел в состав Московского комитета партии социалистов-революционеров (ПСР).

Спустя полвека В. Вспоминал, что требования свободы, равенства и справедливости казались ему «неоспоримыми и почти самоочевидными, социализм представлялся естественным и необходимым средством или техникой для реализации всей полноты этих требований». Вместе с тем «понимание социализма, как идеологии и морали, присущей определенному классу, не говоря уже о доктрине философского и исторического материализма», было ему всегда «абсолютно чуждо». Он отказывался рассматривать соглашение с определенной доктриной как «обязательное условие для совместных действий». «Все это, - писал В., - исключало для меня вступление в организацию РСДРП». В декабре 1905 принял участие в вооруженном восстании в Москве. Член редакции газеты «Известия» - органа Московского Совета рабочих депутатов.

Участник 1-го съезда ПСР (дек. 1905 - янв. 1906). В январе 1906 арестован в Москве, В марте бежал из заключения. В 1906-7 в эмиграции (Германия). Вскоре после нелегального возвращения арестован в феврале 1907в Москве. В августе освобожден под залог. В 1910-11 в ссылке в Нарымском крае (Томская губ.). В 1912-13 проходил срочную службу в армии. В годы 1-й мировой войны «оборонец». На воинской службе в тыловых частях (1914-15). В 1916-17 секретарь «Известий Главного комитета Союза Городов». Февраль 1917 В. Принял всецело, но без энтузиазма и веры в благополучный исход революции. На 1-м Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов (май 1917) избран в Исполком ВСКД. Входил в бюро Исполкома. Избирался гласным Московской городской думы.

Участник 3-го (май-июнь), 4-го (нояб.-дек.) партийных съездов и 7-го Совета ПСР (авг.). На 3-м съезде выступил с докладом «Основные принципы государственного устройства России (республика, автономия, федерация)», редактор центрального органа партии - газеты «Дело народа» (1917-18). В апреле делегирован партией в состав Особого совещания для изготовления проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Был избран секретарем президиума и входил в комиссии. Об осуществлении активного и пассивного избирательного права. О выборах на окраинах. О системах избирательного права. Об избирательных списках и их обжаловании. Принимал участие в работе московского Государственного совещания (авг.) и Демократического совещания в Петрограде (сент.).

Как представитель Исполкома ВСКД входил во Временный Совет Российской республики (Предпарламент) (сент.-окт.). Работал в комиссии по выборам в Учредительное собрание при ЦК ПСР. Был избран членом Учредительного собрания (от Ярославского избирательного округа). Решительный .и принципиальный противник Октябрьского переворота. Вместе с другими членами президиума Особого совещания был арестован ВРК. 23-27 ноября находился в заключении в Смольном. Избран секретарем Учредительного собрания, открывшегося 5.1.1918. После его роспуска был объявлен «врагом народа», перешел на нелегальное положение. С апреля 1918 в составе Союза возрождения России. Участвовал в 8-м Совете ПСР (май), провозгласившим «борьбу за восстановление независимости России и возрождении ее национально-государственного единства на основе разрешения социально-политических задач, выдвинутых Февральской революцией».

В сентябре, с фальшивыми документами на имя возвращающихся на родину беженцев из Белоруссии, В. С женой выехал из Москвы в Киев, где он был арестован по распоряжению И.Кистяковского - министра внутренних дел правительства П.Скоропадского. Освобожден после 6-недельного заключения. Через Одессу, Севастополь, Пирей и Марсель приехал в Париж (май 1919). Для В. «это было инстинктивное, почти стихийное притяжение . Центра, в котором решались международная политика, судьба мира и, тем самым, России», В 1919-20 как эксперт по вопросам публичного права участвовал в работе Комитета еврейских делегаций при Конференции мира в Париже. Неоднократно выступал на международных совещаниях и конференциях, посвященных правам национальных меньшинств, неизменно отстаивая принцип национально-культурной автономии как залог реального обеспечения прав меньшинств на свободное самоуправление, С февраля 1920 входил в ЦК Российского общества в защиту Лиги Наций.

Принимал участие в Совещании членов Учредительного собрания (янв. 1921), на котором выступал от имени группы социалистов-революционеров и по ее поручению вырабатывал резолюцию и вел переговоры с представителями других фракций о согласовании формулировок о пределах самоопределения российских национальностей и о взаимоотношениях между центральной государственной властью и территориально-государственными новообразованиями. С 1922 профессор русского юридического факультета при парижском Институте славяноведения. Читал курс лекций «Русские основные законы и политические идеи первой четверти XIX в.» и вел семинар по русскому государственному праву. В 1925 один из основателей Франко-русского института. Выступал с лекциями, университетскими и публичными, перед студентами и слушателями в Париже, Праге, Риге, Ревеле, Печорах.

Оторванность от родины заставляла В. Более остро воспринимать личную ответственность за трагическую судьбу России и русской революции. Вместе с тем усиливавшаяся изоляция российской эмиграции, наряду с укреплением основ советского государства, делали почти невозможным ведение активной политической работы.В. Считал своим долгом сохранить «полную лояльность к партии». В 1919-40 он постоянно участвовал в деятельности парижской организации ПСР. Выступал докладчиком на публичных собраниях, совещаниях и съездах зарубежных организаций эсеров, писал в партийных органах, «отстаивал свои и своих единомышленников взгляды и позиции». Однако в основном в период парижской эмиграции он занимался (совм. С Н.Авксентьевым, И.Фондаминским, А.Гуковским и В.Рудневым) изданием и редактированием «Современных записок» - наиболее авторитетного общественно-политического и литературного журнала русского зарубежья (192040).

При распределении редакционных обязанностей В., как ответственный секретарь редакции, взял на себя сношения с сотрудниками и выпуск журнала. Одновременно он вел постоянный раздел «На Родине», посвященный вопросам внутренней политики или т.н. Внутреннее обозрение. Своей «главной мишенью или врагом № 1 « В. Считал большевизм. О чем бы он ни писал, он «всегда возвращался к этому первичному злу, которое отравляло и отравляет политическую атмосферу во всем мире...». Заметно усилившаяся ориентация журнала на материалы религиозно-идеалистической направленности вызывала протест со стороны В., полагавшего, что «журнал распахнул двери перед мракобесием, реакционными течениями дореволюционной общественной мысли в ущерб либеральным, гуманистическим и светским ценностям».

С течением времени В. Стал все более ощущать свою «идейную и политическую изолированность» в редакции. Ввиду фактической устраненности от редактирования журнала, в 1936 он отказался от всех технических функций, в своем письме от 23.5.1938 заявил о нежелании продолжать сотрудничество (формально В. Числился редактором до конца 1939). В 1937-39 ответственный секретарь- ежемесячного журнала «Русские записки», выходившего в Париже под редакцией П.Милюкова. За несколько дней до занятия немцами Парижа В. Покинул город, обосновавшись на юге Франции, а через 4 месяца, в октябре 1940, перехал в Нью-Йорк. В 194344 преподавал русский язык на военных курсах интенсивного обучения иностранным языкам при Корнельском университете.

В 1944-46 - в Морской школе восточных языков при Колорадском университете. В 1946-58 редакторсотрудник русского подотдела еженедельника «Тайм» (Нью-Йорк) (с 1958 - консультант по русским вопросам). Регулярно публиковался в «Новом журнале» (1942-69), «Новом русском слове» (1940-69). Сотрудничал в журнале ньюйоркской группы ПСР «За свободу» (1941-47). Входил в инициативную группу образованной 13.3.1949 в Нью-Йорке Лиги борьбы за народную свободу, ставившую основной задачей создание широкого российского демократического фронта для борьбы со сталинизмом. 18.3.1952 подписал обращение 14 русских социалистов «На пути к единой социалистической партии». Обращение рассматривалось как «первый шаг на пути к созданию будущей, освобожденной от большевистского тоталитаризма России единой социалистической партии»..

Значения в других словарях
Вишневский Димитрий Кузьмич

Вишневский, Димитрий Кузьмич - писатель (родился в 1871 г.). Окончил киевскую духовную академию. Главные труды Вишневского. "Киевская академия в первой половине XVIII столетия" (Киев, 1903. Магистерская диссертация). "Общее направление образования в киевской академии в первой половине XVIII столетия" (Киев, 1904).. ..

Вишну

— один из высших богов индуистского пантеона. Вместе с Брахмой и Шивой входит в божественную триаду — тримурти, олицетворяет космическую энергию. Вишнуизм — одно из двух главных направлений в индуизме, распространен в основном в Северной Индии. Вишнуиты почитают В. Как верховного бога. В средние века почитался в образа» Кришны и Рамы - его аватарах, т. Е. Воплощениях.. ..

Вишняков Александр Васильевич

Вишняков, Александр Васильевич - писатель (родился в 1877 г.). Учился в Казанской духовной академии. Главные труды Вишнякова. "Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ними святого Кирилла, архиепископа александрийского, в связи с предшествующей историей литературной борьбы между христианами и язычниками" (Симбирск, 1908. Магистерская диссертация). "Вопрос о возможности априорных познаний по воззрениям Лейбница и Локка" ("Вера и Разум", 1902). "Очерки религиозной жизни Запада" ("Право..

Вишняков Александр Григорьевич

Вишняков, Александр Григорьевич - русский публицист и историк, родился в 1836 г., писавший также под псевдонимом А. Вескинского, сенатор с 1891 г. Свои исторические труды он посвящал, главным образом, исследованию раскола и истории русской духовной литературы. Много статей на эти темы напечатано им в журналах "Православное Обозрение", "Дух Христианина" и "Книжный Вестник". Отдельно издал в 1865 г. "Странники или бегуны" (Москва).. ..

Дополнительный поиск Вишняк Марк Вениаминович Вишняк Марк Вениаминович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вишняк Марк Вениаминович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вишняк Марк Вениаминович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 24 символа