Георгий Победоносец, Великомученик

55

(ск. 303), один из самых чтимых русских святых, покровитель Москвы и Русского государства. Не случайно своим покровителем его нарекли такие разные страны, как Россия, Англия и Грузия (официально последняя из них и именуется Страной св. Георгия). Мы обычно ассоциируем его образ только как лик воителя, и притом - всегда победоносного. Конечно, таким он и был, но прежде всего - он был победоносный участник воинства Христова. Высоко отмеченный имп. Диоклетианом как талантливый полководец, св. Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых императором-язычником. За это он был подвергнут жесточайшим мучениям. Огромной тяжести камень клали на грудь, привязывали к колесу, под которым впивались в тело великомученика лезвия.

Знамения Небесные укрепляли великомученика в его страданиях за Христа Спасителя. Ими была потрясена - и уверовала в Истинного Бога и сама имп. Александра, ставшая христианкой. Пытки св. Великомученика продолжались. Тщетна была и попытка императора соблазнить св. Георгия разделить с ним царскую власть. Тогда имп. Диоклетиан приговорил его к смертной казни - через усекновение главы. На Руси почитание Георгия Победоносца получило особое значение. Этого святого воспринимали как покровителя всего русского народа. Образ его на коне и поражающего змея вошел в герб Русского государства. Его имя носили тысячи церквей. В основе этого почитания, по-видимому, лежит древнерусский языческий культ Дажьбога, до Крещения Руси также считавшегося покровителем и родоначальником русского народа.

Св. Георгий Победоносец вытеснил многие древние верования русских, но вместе с тем в народе ему были приписаны черты, которыми раньше наделяли Дажьбога. Почитание Георгия Победоносца - "Юрий Весенний" (23 апреля) и "Юрий Осенний" (3 ноября) - пришлось примерно на то же время, когда в языческой Руси праздновали Дажьбога. Как в свое время праздновали Дажьбога, так в христианскую эпоху праздновали Георгия Победоносца, открывая, а затем закрывая цикл сельскохозяйственных работ. У русских крестьян св. Георгий известен под многими именами, например Ягория, Егория Храброго, Юрия, Георга, Георгия, Юрья, Юрки. Русские видели в этом угоднике особенного представителя и хранителя земли Русской и почитали его каким-то героем-полубогом.

В то время, когда, по словам русских духовных стихов, "земля Русская была словом заказана, заповедана, что по той земле ни пеш человек не прохаживал, ни на коне по ней никто не проезживал", едет к ней на своем коне ретивом св. Егорий Храбрый. Наезжает он на землю Русскую, и здесь пред ним являются "леса темные, дремучие, горы высокие, моря глубокие и реки широкие, звери лютые и рогатые, стадо змеиное, лютое". Несмотря на это, хочет Егорий Храбрый "ту-то проехати, ту-то проторити". Для этого "возговорил он слово вещее", и вдруг, "по Божьему всевеленью, по Егорьеву моленью, по всей земли светлорусской разрастаются леса темные, раскидаются леса дремучие, рассыпаются горы высокие, становятся холмы широкие, текут моря глубокие, бегут реки широкие.

Заселяются звери могучие, плодятся звери рогатые. Они пьют-едят повеленное, от Егорья Храброго заповеданное". По народному представлению, св. Егорий своим словом, личною своею деятельностию устрояет землю светлорусскую, и, устроив ее таким образом, берет ее под свое непосредственное смотрение, и утверждает в ней "веру крещеную". До XV столетия лик этого угодника один, без всяких прибавлений, составлял государственный герб нашего Отечества. В Древней Руси изображение св. Вмч. Георгия тоже первоначально одно выбивалось на московских монетах. День св. Георгия, 23 апреля, был известен в народе под именем Юрьева дня весеннего, или голодного, для отличия в этом случае от другого праздника, 26 ноября, осеннего, холодного.

По своему значению вешний Юрьев день может быть назван великим церковно-народным праздником, особенно важным в земледельческом и пастушеском быту наших предков. В день его памяти, именно 23 апреля, существовал обычай служить обедни и молебствия, в которых крестьяне спрашивали у этого угодника благословения своим нивам и обилия земного. В Малороссии, кроме того, совершались общие крестные ходы для освящения посевов, и крестьяне верили, что во время этих процессий "сам св. Юрий ходит по полям и родит жито". В северо-западной Руси со дня св. Георгия тоже начинали служиться в селах обедни об успехах в хозяйстве. Крестьяне рано утром обходили засеянные поля с пирогом, водкой и другими съестными припасами и обтыкали межу косточками, сбереженными от пасхального стола, или посыпали жжеными косточками те места, где росла "осока".

При этих обходах обыкновенно пелась песня в честь св. Георгия, покровителя земледелия. Русские нередко называли св. Георгия Водоносом, так как в день его памяти было принято совершать особенного рода хождения для водосвятия на источники и реки. По народному верованию, вода, освящаемая в Юрьев день, имеет весьма благотворное значение для произрастания полей. Она известна в простонародье под именем "Юрьевой росы", и ею окропляются поля и посевы при крестных ходах. Благодетельное влияние Юрьева роса имела на людей, скот и все живое. Крестьяне видели в ней особенное целебное средство против всякого рода болезней. Отсюда вошло в обычай говорить о безнадежно больных в весеннее время, что "не выйти-де им на Юрьеву росу".

При выгоне скота в поле сельские хозяева окропляли его юрьевскою водою, чтоб он был здоров и благополучен во все лето. Русские крестьяне отдали под покровительство св. Вмч. Георгия домашний скот, а день его почитался в народе важным пастушеским праздником. По заведенному исстари обыкновению, сельские хозяева в Юрьев день в первый раз выгоняли скотину в поле. При этом многие из них служили молебствия, другие нередко налагали даже на себя пост за благополучие своего скота. В старинных народных сказаниях св. Георгий чтится как покровитель домашних животных и хранитель их от падежа и разных болезней. В честь этого угодника, как заступника скота, во многих местах к 23 апреля принято в сельскохозяйственном быту приготовлять из хлебного теста разные изображения коров, лошадей и других домашних животных.

Такие же изображения в виде детских игрушек приготовлялись из глины. Выгоняя из зимних стойл скот, крестьяне ударяли его освященною вербой и отдавали как бы в ведение св. Вмч. Георгия. По народному представлению, этот угодник лично выезжает 23 апреля в поле на своем белом коне, охраняет скотину от хищных зверей, особенно волков. Он же строго следит за самими пастухами. Так, он помогает тем из них, которые хорошо берегут покровительствуемых им домашних животных, и, напротив того, жестоко наказывает тех, которые небрежно относятся к своему делу. В связи с этим-то поверьем стоит следующий обычай. Отпуская свой скот на пастбище, крестьяне окачивали пастухов холодною водою, чтоб они были бдительнее при уходе за этими животными и т.п.

Русские крестьяне верили, что весенняя юрьевская вода, особенно в виде дождя и снега, обладает целебными свойствами, способна возрождать природу, отгонять нечистую силу, подавать красоту, молодость, здоровье, крепость. В Древней Руси существовали поверья, что в Юрьев день, на заре, знахари и ведьмы нарочно выходят в поле, расстилают по росе холст и набрасывают его на рогатый скот, отчего он делается недойным, тощим и т.п. С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об урожае и погоде. "На Егорья мороз - будет просо и овес". "На Егорья мороз - под кустом овес". "На Егорья мороз - гречи хороши". "Яровое сей на Егорья". "Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает" и др.

В народных приметах и пословицах, как весною, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным. Так, например, поселяне говорили. "Егорий с летом, а Никола с кормом". "Егорий с водой, а Никола с травой". "Егорий с кормом, а Никола с комарами" и т.п. Память вмч. Георгию отмечается 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 10/23 ноября и 26 ноября/9 декабря..

Значения в других словарях
Георгий Мстиславович

Георгий Мстиславович - князь псковский, младший сын Мстислава Мстиславича Удалого . Шурин его, князь владимирский Ярослав Всеволодович , посадил его, в 1232 г., на княжение во Пскове. См. Новгородские летописи, I, с. 48. А. Э.. ..

Георгий Победоносец

(в русском фольклоре - Егорий Храбрый, мусульманском - Джирджис) - в христианстве и исламе - воин-мученик. Георгий жил в 3 в., уроженец Малой Азии (Каппадокия), дослужился до высокого военного чина. Во время гонений на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову. По-видимому, славянские народы перенесли на Георгия некоторые черты весенних божеств плодородия вроде Ярилы и Яровита. Охраняя скотину и людей от волков, Георгий оказался в славян..

Георгий Романович

Георгий Романович, князь новосильско-одоевский, сын Романа Семеновича, князя глухово-новосильского. В 1422 г. К Одоеву подходил царек или хан Большой Орды Барак или Бараш, который погромил тамошние места и ушел с большой добычей и полоном. Георгий Романович нагнал его в степях и отбил у него почти весь одоевский полон. В следующем 1423 г. На одоевские места набегал соперник Барака, хан Куйдадат, но Георгий Романович, вместе с князьями друцкими, обратил его в бегство. Полное собрание российских л..

Георгий Святославич

Георгий Святославич - сын Святослава Ивановича, князь смоленский. В 1386 г. Скиргайло Ольгердович отнял Полоцк у брата своего Андрея . За Андрея вступился Святослав смоленский, но пал в битве под Мстиславлем, а дети его, Глеб и Георгий , взяты были в плен. Литовцы гнали русских до самого Смоленска, с которого взяли окуп и посадили на княжение "из своея руки" Георгия. Сохранилась грамота Георгия 1386 г., которой он обязуется быть в мире с Ягайлом и Скиргайлом и иметь с ними общих друзей и врагов...

Дополнительный поиск Георгий Победоносец, Великомученик Георгий Победоносец, Великомученик

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Георгий Победоносец, Великомученик" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Георгий Победоносец, Великомученик, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 34 символа