Грабар Андрей Николаевич

84

(26.7.1896, Киев - 5.10.1990, Париж) - историк искусства. Отец Г. - потомственный дворянин, член Кассационного суда России, позднее сенатор. Дед и прадед по матери, урожденной баронессы Притвиц, - российские генералы, среди ее предков - фельдмаршал И. Дибич-Забалканский. Сам Г. Мечтал стать морским офицером. Детство и юность провел в Киеве. Окончив в 1914 гимназию, отправился в начале 1-й мировой войны добровольцем на фронт в Галицию, но вскоре был демобилизован по болезни и поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. В 1915 перевелся в Петроградский университет. Впоследствии из своих университетских учителей вспоминал с особой признательностью Я.Смирнова, а также Н.Кондакова и Д.Айналова, у которого занимался в специальном семинаре вместе с Н.Окуневым, ставшим одним из основоположников науки о средневековом искусстве в Сербии.

Окончил Новороссийский университет в Одессе с дипломом 1-й степени, был оставлен для подготовки к профессорскому званию, но в январе 1920 уехал вместе с матерью в Варну (Болгария). Делом жизни Г. Стало изучение христианских древностей, преимущественно памятников культуры православного средневековья. В юности он занимался живописью. Отвечая в 1989 на вопрос газеты «Le Monde», что более всего повлияло на него, Г. Назвал Софийский собор в Киеве. «Я видел его каждодневно, он был в центре событий, как регулярно повторяющихся, так и выдающихся. Церковных праздников, царских юбилеев и прочих, Это здание, его византийские мозаики уже очень рано наложили на меня свою печать и служили для меня источником вдохновения».

Первую серьезную статью, написанную в пору учения в Петрограде, Г. Посвятил фрескам Апостольского придела Софийского собора. В годы пребывания в Болгарии работал в Археологическом музее в Софии, руководители которого Б.Филов и А.Протич способствовали интенсивным поездкам Г. По стране. Помогая фотографировать фрески, он изучал еще один национальный вариант православной средневековой культуры. Подготовил монографию о Боянской церкви (София, 1924). В том же году был приглашен известным славистом, профессором А.Мазоном в Страсбургский университет на должность преподавателя русского языка. Одновременно слушал в университете лекции, в частности, медиевиста Марка Блока и классика Поля Пердризе. Вскоре был назначен заместителем профессора общей истории искусства, а в 1928 после защиты докторской диссертации - доцентом.

Диссертацией явились книги «Религиозная живопись в Болгарии» (т. 1-2. Париж, 1928) и «Восточные влияния в балканском искусстве». Читал курс византийского и восточноевропейского искусства. В Страсбурге женился на болгарке Юлии Ивановой, там родились его сыновья Олег (ставший известным востоковедом в США) и Николай. В 1928 Г. И его жена получили французское гражданство. В 1938 византинист Г.Мийе пригласил Г. В качестве своего преемника в Школу высших исследований в Париже. С 1946 Г., кроме того, профессор College de France (до ухода на пенсию в 1966). Был также членом французской Академии эпиграфики и изящной словесности, членом научных академий Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Норвегии, Сербии, США, почетным членом многих научных обществ, почетным доктором университетов в Принстоне, Уппсале и Эдинбурге.

Труды Г. (в основном на франц. Яз.) посвящены центральным проблемам византийского искусства. Мировую известность принесла ему книга «Император в византийском искусстве» (Париж, 1936), затем он обратился к теме формирования культа святых, их реликвий, памятных мест в период поздней античности и раннего христианства («Мартириум», т. 1-2. Париж, 1943-46). В 1958 была опубликована книга, посвященная узловому периоду в истории Византии - иконоборчеству, временной победе противников священных изображений в VIII-IX вв. Восстановлению иконопочитания. В жестоких спорах того времени была окончательно выработана теория иконопочитания, которая стала основой культуры византийской и др. Православных стран и сохранила свое значение после падения Византии.

Итоги наблюдений Г. Над формированием и развитием христианской иконографии явились предметом его книг 1968 и 1979, Г. Занимался и отдельными видами византийского искусства. Выпустил книгу-альбом о византийской живописи, исследования о византийской скульптуре, несколько специальных работ о книжной миниатюре, каталог византийских древностей в ризнице собора Сан Марко в Венеции, книгу о золотых и серебряных окладах византийских икон. Изучал прежде всего сюжет, иконографию и определяемый ими внутренний смысл памятников, Развивая традиции Кондакова и Мийе, подчеркивал, что средневековое искусство было предназначено для удовлетворения не только эстетических потребностей, но более всего - духовных, оно стремилось просвещать и обучать, Культура Византии выступает в работах Г.

Как длительный, логичный и связный процесс, где родившаяся тема, например, культ Св. Мучеников и их реликвий, будет существовать долго, видоизменяясь в зависимости от новых исторических условий, перейдет в славянские страны и сохранится в русской культуре.Г. Сумел показать преемственность культуры Византии по отношению к античности (так, в изображении триумфа императора были использованы иконографические формулы, созданные в Римской империи), выявил родство византийской и западноевропейской средневековой культуры общность многих сюжетов, их взаимопроникновение, при всем своеобразии каждого из больших ареалов. Собственно русскому искусству Г. Посвятил несколько статей, в том числе опубликованных в Трудах Отдела древнерусской литературы Пушкинского дома за 1962, 1966 и 1981.

О светском искусстве в домонгольской Руси, о Феофане Греке и о некоторых сюжетах в иконописи XV-XVI вв. Показал в этих статьях, как и в работах о поствизантийском искусстве, место древнерусского искусства в системе общевизантийской культуры. В 1966 и 1977 приезжал в СССР. В числе учеников Г. - С.Дюфренн, Т.Вельманс, К.Уолтер (Франция), Г.Бабич, В.Корач (Югославия), П.Милькович-Пепек, П.Мийович (Македония), М.Теохари, М.Гаридис, Н.Мутсопулос (Греция)..

Значения в других словарях
Гпу

- Главное политическое Управление - орган, образованный большевиками в 1922г. По борьбе с внутренними и внешними врагами( вместо ВЧК).. ..

Гпу /государственное Политическое Управление/

Nothing found #123. ..

Грабар Петр Николаевич

(10.9.1898, Киев 28,1,1986, Париж) - иммунолог. Родом из дворянской семьи. Отец Г. - Николай Степанович Г. - член Кассационного суда, сенатор, Мать - Елизавета Ивановна (урожд. Баронесса Притвиц). Младший брат А.Н.Грабара. После окончания Киевского лицея в 1916 Г. Поступил в Пажеский корпус в Петрограде, но окончить его не успел, т.к. В 1919 вместе с семьей эмигрировал во Францию. В 1924 Г. Окончил Химическую инженерную школу в Лилле, получив диплом инженерахимика. После нескольких лет работы на..

Грабарь Владимир Эммануилович

Грабарь, Владимир Эммануилович - юрист. Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде. Был классным воспитателем в межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Литературную деятельность начал в 1888 г. В "Русских Ведомостях". Главные труды. "Joh. Wilh. Neumayr von Ramsla" (Юрьев, 1897). "Римское право в истории международноправовых учений" (Юрьев, 1901. Магистерская диссер..

Дополнительный поиск Грабар Андрей Николаевич Грабар Андрей Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грабар Андрей Николаевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грабар Андрей Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 24 символа