Древнерусское Искусство

63

- искусство Древней Руси. Дохристианское мировоззрение можно представить по рус. Народным сказкам. Изображения богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли. Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х г. XX в. Был известен всего один целый памятник др.-рус. Каменной скульптуры - Збручский идол, найденный в середине прошлого века и хранящийся в музее Кракова. Идол с р. Збруч (приток Днестра) представляет собой высокий (2,7 м) 4-гранный столб, на каждой из 4 сторон которого изображены различные фигуры, расположенные 3 ярусами.

Предполагается, что 3 горизонтальных яруса изображений символизируют деление вселенной славянами на небо (мир богов), землю (мир людей) и подземный мир, таинственные обитатели которого держат на себе землю. Верхняя часть столба - общая для 4 богов шапка. Под ней в рост изображены 4 фигуры. На главной лицевой стороне - богиня плодородия. Около идола располагался жертвенник - круг, сложенный из булыжников. Ров образует 8 дугообразных лепестков. В каждом из них во время праздника горел ритуальный огонь. Языческие капища в виде небольших (14-30 м) площадок со рвом и валом встречаются во многих местах. Если в низменных местах такие святилища занимали естественное или специально насыпанное возвышение, то в холмистых они сооружались на главных вершинах возвышенности.

Такое святилище в С. Буковине было обнаружено около ключей в Ржавинском лесу. Округлая площадка вершины холма была окружена валом диаметром 24, шириной 5 - 6 и высотой 1,5 м. На вершине вала найдены специальные площадки из камней для жертвенных огней и 4-гранный столб высотой 2,5 м без украшений, который в древности стоял в центре площадки. После принятия христианства он был сброшен в ров. Дохристианская Русь знала и литье, и чеканку, керамику и вышивку, владела тонким искусством эмалей. Она производила искусные ювелирные вещи - бронзовые амулеты и украшения. Звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры - славянский вариант "звериного стиля".

Традиции языческих времен сохранялись и после крещения Руси. Несмотря на запрещения изображать что-либо на стенах храмов, кроме орнамента и живописи, мастера-каменотесы при сооружении их ухитрялись вырубать из камня и запрещенную скульптуру. Недалеко от Владимира находится одно из прекраснейших зданий всей др.-рус. Архитектуры - церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Сейчас она стоит уединенно на берегу р. Старицы и воспринимается не только как памятник архитектуры, но и как скульптура. Как статуя она вертикальна, устремлена ввысь. Высотность смягчена мотивом полукружия. Полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, дверей и, наконец, венчающим полушарием главы, которая раньше была шлемовидной.

Стены оживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой. В закомарах сделаны лепные украшения. Посередине их - человеческая фигура с музыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женские маски. Аналогичная, но более богатая скульптура сплошь покрывает стены Дмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеих сторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы, языческие кентавры и грифоны. Здесь также представлены старые божества - олицетворения природных сил, те самые фантастические твари, которые встречались еще на дохристианских украшениях "звериного стиля", которые и потом, столетия спустя, вплетались в заставки и буквицы рукописных евангелий.

В XI в. Строились богато украшенные храмы св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке. Софийский храм в Киеве был украшен мозаиками и фресками греч. Мастеров, но в них заметно и влияние рус. Художников. Мозаика сохраняет всю красочность и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в них меньше созерцательного спиритуализма, больше жизненной энергии, прямой обращенности к людям. Богородица в конце апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - Оранта (молящаяся), считалась олицетворением "матери городов русских". По легенде - пока стоит эта "Нерушимая стена", будет стоять и Киев. Облик и поза Оранты, оберегающий жест поднятых рук напоминали Берегиню славян. Фигура Оранты кажется живой. Она как будто идет навстречу, смотрит в глаза всем, кто входит в храм.

Золотой нимб над ее головой ярко светит даже в сумерках. По сравнению с владимирскими новгородские церкви выглядят приземистыми, скупыми на украшения, но зато крепко сшитыми. Внутри они расписывались, снаружи их стены большей частью росписи и скульптуры не имели. Мозаичная техника развития не получила, но зато обрела жизнь фреска (живопись по сырой штукатурке). Наиболее интересная роспись конца XII в. Была в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице. Сохранилась лишь незначительная часть его фресок. Они представляют собой целую галерею новгородских жителей в облачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры. Среди них много бородатых старцев. При родовом строе особо чтились старики - родоначальники большой семьи.

Проявились здесь и образы "дедов-сказителей", которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русские отшельники. Росписи Феофана Грека (XIV в.) продолжают традиции новгородской фрески, но он вносит в нее динамичность. Порывистые белые штришки - "движки" оживляют темно-терракотовые узкие лики, подобно молниям. Его "Старец Макарий" на фреске Спасо-Преображенской церкви в Новгороде - человек, обуреваемый страстями. Традиции фресковой живописи продолжались в иконописи..

Значения в других словарях
Древнерусское искусство

средневековое искусство, которое развивалось в пределах древнерусских государственных образований 9—13 вв. (см. Киевская Русь), а также в рамках Русского (великорусского) государства с начала его сложения (14 в.) и до 18 в. (см. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). ..

Древнерусское Искусство

ДРЕВНЕРУССКОЕ искусство - искусство древнерусских государственных образований 9-13 вв. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, княжеские дворцы), замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров. В широком смысле древнерусс..

Древнерусское Искусство

Искусство древнерусских государственных образований 9-13 вв. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, княжеские дворцы), замечательные мозаики, фрески, иконы, миниатюры, рельефы, декоративные изделия, многочисленные церковные песнопения различных жанров. В широком смысле древнерусское искусство - средневеко..

Древнерусское искусство

средневековый период истории русского искусства, продолжавшийся со времени образования государства Киевская Русь до петровских реформ (9—17 вв.). Возникло в результате слияния традиций восточно-славянского языческого искусства и византийской христианской культуры, наследие которой активно осваивалось после Крещения Руси (988).«Благовещение Устюжское». Икона. Новгородская школа. Первая пол. 12 в. Государственная Третьяковская гале рея. Москва   Историю древнерусского искусства принято подразделя..

Древнерусское Искусство

Искусство Древней Руси. Дохристианское мировоззрение можно представить по рус. Народным сказкам. Изображения богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли. Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуре дохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам, найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах. До 80-х г. XX в. Был известен всего один целый памятник др.-рус. Каменной скульптуры - Збручски..

Древнерусское Государство

- Киевская Pусь.. ..

Древнерусское Государство (киевская Русь)

(см. Историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .») – государство , которое складывается у восточных славян начиная с 9 в. И просуществовавшее до 1132 г. В истории Киевской Руси выделяют три основных периода. 1. IX – конец X в. Формирование государства во время правления первых русских князей (Рюрика , Олега , Игоря , Ольги , Святослава ). 2. Конец X - первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром . 3. Вторая половина XI – начало XII в. Складыва..

Древнеславянскии Язык

Важные исторические данные доставляет анализ славянских ЯЗЫКов. Все они — русский, польский, полабский, лужицкии, чешский, словацкий, болгарский, сербохорватский и словенский — происходят от древнеславянского языка. Этот язык, как общий язык для всех славянских племён, существовал, повидимому, ещё в первой половине I тысячелетия н. Э. Даже в IX в., когда в русских летописях уже упоминались отдельные славянские народы — болгары, чехн, ляхи и др., летописцы отмечали, что все они говорят на одном с..

Древнехеттское Царство (около 1650—1500 Гг. До Н.э.)

Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссарой, которая была столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты. Произошли какие-то общественные и культурные изменения, которые выразились, между прочим, в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов. Основателем .собственно Хеттского гос..

Дополнительный поиск Древнерусское Искусство Древнерусское Искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнерусское Искусство" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнерусское Искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа