Зданевич Илья Михайлович

73

(псевд. Ильязд, Эли Эганбюри) (9.4.1894, Тифлис 25.12.1975, Париж) - искусствовед, график, поэт, прозаик. Из семьи преподавателя французского языка М.А.Зданевича, правнука сосланного на Кавказ польского аристократа, и пианистки, ученицы П.Чайковского, урожденной В.К.Гамкрелидзе, чьи предки занимали административные должности в закавказских губерниях. Брат художника Кирилла Зданевича. Во время поездки с отцом по России (1910) впервые увидел произведения новейшей западноевропейской живописи. Окончив в 1911 с серебряной медалью 1-ю тифлисскую мужскую гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Познакомился с В.Бартом, М.Ле Дантю, М-Ларионовым, Н.Гочаровой, В.Маяковским, А.Крученых.

Переписывался с родоначальником футуризма Ф.Маринетти, пропагандировал его манифесты. Один из авторов манифеста «лучистов». В январе 1913, приехав в Тифлис на каникулы, встретил Н.Пиросманашвили, которого считал «одним из величайших мастеров современной живописи». Вместе с братом и Ле Дантю привез его картины (в том числе портрет З.) в Москву, где они были показаны на выставке «Мишень» (1913). Написал первую статью о Пиросманашвили в газете «Закавказская речь» (10.2.1913) и обращение с призывом помочь ему в газете «Восток» (22.6.1914). В 1913 издал книгу о творчестве Ларионова и Гончаровой и опубликовал в журнале «Аргус» написанный совместно с Ларионовым манифест «Почему мы раскрашиваемся». Выступал с докладами об авангардистском искусстве, в том числе в «Бродячей собаке» (1914), в 1916 участвовал в издании журнала «Бескровное убийство».

Написал первую драму на «заумном» языке «Янко круль албанскай». Вспоминал впоследствии. «Я действительно был футуристом (и первый в России заговорил о нем в конце 1911 года), но уже в 1914 году слово это потеряло всякий смысл, ...объединяя скорее людей, а не идеи. И с 1914 года я футуристом больше не называюсь (заумником - да, но это совсем не то же)». После февральской революции организовал общество «Свобода искусству», противостоявшее профессиональному Союзу деятелей пластических искусств и созданной М.Горьким Комиссии по делам искусств. Выступил вместе с В.Мейерхольдом, С.Прокофьевым и Н.Пуниным против идеи учреждения министерства изящных искусств, выдвинутой А.Бенуа, как попытки «захватить заведывание искусством», настаивая на полном его «самоопределении».

По окончании в 1917 университета служил некоторое время в секретариате А.Керенского. В мае вернулся с братом в Тифлис. Участвовал как фотограф и художник в экспедиции профессора Е.Такайшвили, изучавшей древнегрузинскую архитектуру на территории турецкой Грузии (июнь-окт. 1917). В независимой Грузии возглавил авангардистов, объединившихся в ассоциацию «Университет 41°» (Крученых, К.3даневич, И.Терентьев и др.), написал новые заумные драмы - продолжение «Янко», оформил книги свои и товарищей по ассоциации, в том числе сборник «Софии Георгиевне Мельниковой. Фантастический кабачок» (Тифлис, 1919). В октябре 1920 выехал во Францию с разрешения грузинских властей для ознакомления с новыми течениями искусства. Провел год в Константинополе, ожидая французскую визу, в октябре 1921 приехал в Париж.

Жил первое время у Ларионова. Пытался создать ячейки «Университета 41°», организовал вместе с С.Ромовым группу «Через», которая должна была связать русских поэтов и художников, живших в эмиграции и в СССР, с деятелями французской культуры, устраивал с этой целью выставки, благотворительные балы, банкеты (в честь Маяковского в 1922, Крученых в 1923 и др.). Сблизился с дадаистами и сюрреалистами, в том числе с С.Шаршуном, П.Элюаром, Ж.Кокто, Р. И С.Делоне. В 1923 были изданы «заумные» драмы З. «Лидантю фарам» (экспонировалась в 1925 в советском отделе Международной выставки декоративных искусств в Париже) и «Остраф Пасхи». Роман «Восхищение», законченный в 1927 и отвергнутый в 1928 московским издательством «Федерация» за «мистику», был издан З.

В Париже в 1930 (репринт в Беркли, США, 1983. На франц. Яз. В 1987), Отвечая на советскую критику романа, З. Писал, что «восхищение не мистика, это чувство революционное и революцию сопровождающее» и что роман, где он «воссоздал окружение гор подлой империей», является его вкладом «в общее дело». После непродолжительной службы в 1924 переводчиком в советском полпредстве стал художником по тканям, работая сначала для С.Делоне, затем на фабрике Блак Белэр, вошедшей в 1928 в фирму Шанель. С 1933 по 1937 ее директор, организовал филиалы фирмы в Англии. Был женат в 1926-39 на натурщице Аксель (Симоне-Элизе) Брокар, в 1940-43 - на нигерийской принцессе Ибиронке Акинсемойин, арестованной правительством Виши и отправленной в концлагерь.

Выпустил сборники сонетов «Афет» (1940) и «Rahel» (1941), книги «Письмо» (1948) и «Пиросманишвили» (1973, на франц. Яз. С иллюстрациями П.Пикассо). Восстановил в 40-е издательство «41°», привлек к оформлению книг по своим макетам Пикассо, А.Дерена, А.Матисса, Ф.Леже, Л.Сюрважа, М.Шагала и др. Среди этих книг - антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» (1948). В 1968 женился на художнице-керамистке Элене Дувр и сам занялся керамикой. Работал также в 60-е как график, оформив книги Р.Османа и П.Элюара,.

Значения в других словарях
Зданевич Илья Михайлович

ЗДАНЕВИЧ Илья Михайлович (псевд. Ильязд - Эли Эганбюри) (1894-1975), грузинский и французский писатель и художник. Наряду с братом, грузинским художником и историком искусства Кириллом Зданевичем (1892-1969) - один из лидеров закавказского авангардизма 1910-х гг. Активный пропагандист футуризма, тяготел к поэтике дадаистского абсурда. Выступал как новатор полиграфического дизайна, мастер книжной графики. Обосновавшись в 1921 в Париже, обращался и к декоративно-прикладному искусству. Автор многоч..

Звягина Лидия Георгиевна

Звягина (Лидия Георгиевна) - певица, контральто, родилась в 1864 г. Музыкальное образование получила в Санкт-Петербургской консерватории (1882 - 1887). С 1889 г. Состоит в труппе московской императорской оперы.. ..

Згарский Евгений

Згарский Евгений - галицко-русский писатель (1834 - 1892). Издал две поэмы. "Святый вечер" и "Маруся Богуславка" (1862). Содержание их взято из народных поверий и песен. В газете "Правда" (1867 и 1868) Згарский напечатал статьи "О народной философии по пословицам" и "Об остатках язычества в песнях, сказках и поговорках", а также юмористический рассказ "Отец Юрий". Сборник стихотворений Згарского вышел в 1877 г.. ..

Зданович Георгий Феликсович

(1854-1917), революционер-народник. Один из организаторов группы "москвичей". В 1877 осужден на 6 лет 8 месяцев каторги. Отбывал в Новобелгородской тюрьме и на Карийской каторге. С начала 1890-х гг. Владел марганцевыми рудниками в Кутаисской губернии. С 1896 председатель Совета съездов марганцевых промышленников. В начале 1900-х гг. Один из руководителей партии грузинских социалистов-федералистов.. ..

Здекауер Николай Федорович

Здекауер (Николай Федорович) - заслуженный врач, родился в 1815 г. В Свеаборге, где отец его, Федор Яковлевич, вызванный на русскую службу в царствование Александра I , был главным врачом морского госпиталя (умер в 1836 г.). Первоначальное образование получил в пансионе пастора Муральта, в 1831 г. Поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, а в 1833 г. Перешел в медико-хирургическую академию. В 1838 г. Кончил курс в академии и отправился для усовершенствования ..

Дополнительный поиск Зданевич Илья Михайлович Зданевич Илья Михайлович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зданевич Илья Михайлович" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зданевич Илья Михайлович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 24 символа