Нил Сорский

97

Нил Сорский - знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье. Прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со временем самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Протоиерей Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами. Те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками, - "заволжскими старцами", с Нилом Сорским во главе. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне и, по-видимому, Афону был больше всего обязан своим созерцательным настроением.

По возвращении на родину (между 1473 и 1489 годами) Нил основывает скит, собирая около себя немногочисленных последователей, "которые его были нрава", и, предавшись замкнутой, уединенной жизни, интересуется почти исключительно книжными занятиями. Несмотря на эти занятия и любовь к уединенной жизни, Нил Сорский принимает участие в двух важнейших вопросах своего времени. Об отношении к так называемым "новгородским еретикам" и о монастырских имениях. В деле о новгородских еретиках и Нил Сорский, и его ближайший "учитель" Паисий Ярославов , держались, по-видимому, более терпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе. В 1489 г. Новгородский архиепископ Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе.

Геннадий и сам хотел "поговорить" с ними и приглашал их к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия. Кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом. К ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский. Между тем оба старца не относятся к ереси безучастно. Оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на самое решение собора. Первоначально все иерархи "стали крепко" и единогласно заявили, что "вся (всех еретиков) сожещи достоить" - в конце же собор ограничивается лишь тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана и отсылает обратно к Геннадию. Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1503 г.

В Москве. Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший ученик, князь-инок Вассиан Патрикеев . Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы. Он умер в 1508 г. Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально. Но на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя "великого старца". Литературные произведения Нила Сорского - ряд посланий, небольшое Предание ученикам, краткие отрывочные заметки, более обширный монастырский устав, покаянная молитва, напоминающая несколько великий канон Андрея Критского, и предсмертное Завещание.

Важнейшие из них - послания и устав. Первые служат как бы дополнением к последнему. Общее направление мыслей Нила Сорского - строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле, чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовным. Оно требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне. Слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело "по потребе без мала", даже "упокоивать его в мале", снисходя к физическим слабостям, болезни, старости.

Непомерному пощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви. Церковь должна иметь только необходимое, "повсюду обретаемое и удобь покупаемое". Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а "с рассмотрением" и "вся с рассуждением творити". Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвиге. Резко восставая против "самочинников" и "самопретыкателей", он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нила, только одному авторитету - "божественных писаний".

"Испытание" божественных писаний, изучение их - главная обязанность инока. С изучением божественных писаний должно быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала. "писания многа, но не вся божественна". Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех "заволжских старцев" - и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних, как, например, Иосифа Волоцкого - всякая вообще "книга", "писание" - являлись чем-то непререкаемым и боговдохновенным. В этом отношении чрезвычайно характерны те приемы, которых Нил держится, продолжая заниматься перепиской книг. Он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике.

Он списывает "с разных списков, тщася обрести правый", и делает свод наиболее верного. Сличая списки и находя в них "много неисправленна", - старается исправить, "елико неисправленна", - старается исправить, "елико возможно его худому разуму". Если иное место ему кажется "неправым", а исправить не почему, Нил оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях. "от зде в списках не право", или. "аще где, в ином переводе, обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется", - и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что "по возможному согласно разуму и истине...". Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Нила Сорского и самый взгляд его на "писание" от обычных, господствовавших в его время, конечно, не могли пройти для него даром.

Такие люди, как Иосиф Волоцкий, чуть не обвиняют его прямо в ереси. Иосиф укоряет Нила Сорского и его учеников, что они "похулиша в русской земле чудотворцев", а также тех, "иже в древние лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, - чудесем их не вероваша, и от писания изметаша чудеса их". Из общего взгляда Нила Сорского на сущность и цели иноческого обета непосредственно вытекал и энергический протест его против монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от ире и всего, "яже в нем" - как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах. Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря.

К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников. Эта терпимость в глазах большинства опять делала Нила чуть не "еретиком". Литературным источником сочинений Нила Сорского был целый ряд патристических писателей, с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего на Афоне. Ближайшее влияние на него имели сочинения Иоанна Кассиана Римлянина , Нила Синайского , Исаака Сирина. Ни одному из них Нил, однако, не подчиняется безусловно. Нигде, например, он не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения Симеона Нового Богослова или Григория Синаита. Монастырский устав Нила Сорского, с присоединением в начале "Предания учеником", первоначально издан был Оптиной пустынью в книге.

"Преподобного Нила Сорского Предание учеником своим о жительстве скитском" (М., 1849. Без всякой научной критики). В последнее время он издан М.С. Майковой в "Памятниках древней письменности" (Санкт-Петербург, 1912). Послания напечатаны в приложении к книжке. "Преподобный Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России, и его Устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей" (Санкт-Петербург, 1864. 2-е изд. М., 1869). За исключением "приложений", все остальное в этой книжке не имеет ни малейшего научного значения. Молитва, найденная в рукописях профессором И.К. Никольским, издана им в "Известиях II отдела Академии Наук", т. II (1897). - Литература о Ниле Сорском подробно изложена в предисловии к исследованию А.С.

Архангельского . "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (Санкт-Петербург, 1882). См. Также. Гречева (в "Богословском Вестнике", 1907 и 1908 годов), К.В. Покровского ("Древности" Материалы Археологического Общества, т. V), М.С. Майковой ("Памятники древних писем", 1911, № CLXXVII) и ее же вступительную статью к "Уставу" (ib., № CLXXIX, 1912). А. Архангельский..

Значения в других словарях
Нил Сорский

(в миру — Николай Майков) (около 1433 — 1508), русский церковный и общественный деятель, глава нестяжателей (См. Нестяжатели). Постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, затем странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с Исихазмом, изучал патристическую литературу (см. Патристика). Вернувшись на родину, основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, обитель, где поселился со своими единомышленниками. Учение Н. С. Отличалось от авторитарного ..

Нил Сорский

НИЛ СОРСКИЙ (Майков Николай) (ок. 1433-1508) - основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов.. ..

Нил Сорский

НИЛ СОРСКИЙ (в миру Майков Николай) (ок. 1433-1508), глава течения в Русской православной церкви, получившего наименование нестяжательства. Основал скит у р. Сора, близ Кирилло-Белозерского монастыря. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования, аскетизма, призывал к сосредоточению молящихся на своём внутреннем мире, к единению верующего с Богом. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов. Канонизирован Русской прав..

Нил Сорский

НИЛ СОРСКИЙ (Майков> Николай) (около 1433 - 1508), основатель и глава> нестяжательства в России. Развивал идеи нравственного самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов.. ..

Нил Сорский

Знам. Деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. Около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду. Прозванье его было Майков. До поступления в монашество Н. Занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точные сведения застают Н. Уже иноком. Постригся Н. В Кирилло-белозерском монастыре, где со времен самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Препод. Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его м-рю благочести..

Нил Сорский

Нил Сорский - знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье. Прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точные сведения застают Нила уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со временем самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Протоиерей Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались ..

Нил Сорский

— знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Род. Около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду. Прозванье его было Майков. До поступления в монашество Н. Занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точные сведения застают Н. Уже иноком. Постригся Н. В Кирилло-белозерском монастыре, где со времен самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Препод. Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его..

Нил Полев

Нил Полев - инок Иосифо-Волоколамского монастыря, подвизавшийся несколько лет на Белоозере, содержавшийся в 1508 - 1512 годы в заключении в Кирилло-Белозерском монастыре. Был противником "заволжских старцев". Полемике с ними он посвятил два послания, адресованные старцу белозерскому Герману . - См. "Прибавление к творениям святых отцов", т. Х. "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1881, № 8.. ..

Нил Синайский

Нил Синайский - преподобный, ученик Иоанна Златоуста. Умер около 450 г. Сочинения Нила. "Письма" к разным лицам,6 в числе 1061, "Слово подвижническое", "Слово о нестяжательности", "Слово о молитве", "О восьми лукавых духах", "К Евлогию монаху", "Сказания о избиении монахов на горе Синайской", "Похвальное слово Алвиану" и др. Творения Нила в переводе на русский язык изданы Московской духовной академией в 3 томах (1858 - 1859).. ..

Нил Столбенский (или Столобенский)

Нил Столбенский или Столобенскийили Столобенский святой - инок Крыпецкого монастыря, основатель пустыни его имени (см. Нилова пустынь), 27 лет подвизавшийся на острове Столбенском, близ г. Осташкова, Тверской губернии. Скончался в 1555 г. Память - 7 декабря, обретение мощей - 27 мая.. ..

Нил Столобенский

Преподобный (ск. 7.12.1554). В 1515 на берегу р. Черемхи (Тверской кр., Ржевский у.) поселился отшельником инок монастыря прп. Саввы Крыпецкого Нил. Он вел суровую жизнь, питаясь травами и претерпевая много невзгод от бесов и людей. Когда слава о нем стала распространяться, он стал молиться Пресвятой Богородице об ограждении от нее и однажды услышал от св. Ее иконы глас, повелевавший ему идти на Столобенской остров, на Селигерском озере. Место это отличалось необыкновенной красотой. На острове, ..

Нил Сорский

(светское имя - Николай Майков) (ум. 1508) - рус. Церковно-политич. Деятель, писатель, один из идеологов нестяжателей. Основатель скита на р. Соре, близ Кирилло-Белозерского монастыря, в 70-80-х гг. 15 в. Н. С. До 1489 совершил поездки в Палестину, на Афон, в Стамбул. Стремясь к укреплению пошатнувшегося в кон. 15 в. Авторитета церкви, Н. С. Выступил с проповедью аскетизма и отказа от личного стяжания. Он противопоставлял крупным монастырям- землевладельцам и монахам-отшельникам небольшие скиты ..

Нил Сорский

(мирское имя Николай Майков. Ок. 1433–1508) – рус, церк. Писатель. Основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи нравств. Самоусовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов. Н.С. Написал «Предание ученикам своим», «Устав», шесть посланий, «Нилову молитву», «Поминание».. ..

Нил Сорский

В миру Нил Майков (1443–1508) – месточтимый православный святой, монах, аскет, долгое время провел на Афоне, возродил на Руси исихастскую практику. Возглавил «партию» заволжских старцев, выступивших против церковного землевладения и жесткого преследования еретиков со стороны государства. В историческом споре иосифлян с «заволжцами» победили иосифляне.. ..

Нил Сорский

(ок.1433-1508)святой преподобный (память 7/20 мая) - основатель и глава нестяжательства в России. Развивал идеи аскетизма. Противник церковного землевладения и любой монастырской собственности.. ..

Дополнительный поиск Нил Сорский Нил Сорский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нил Сорский" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нил Сорский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 11 символа