Попруженко Михаил Георгиевич

125

(псевд. В.М., М.Р., Н.Е.Розов, М.Самборский, С.Р.Г., Старый профессор) (25.7.1866, Одесса 30.3.1944, София) - историк и филологславист. Из семьи протоиерея и духовного писателя, родственник А. И Г.Флоровских. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1889), специализировался по кафедре славянской филологии, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. До 1891 преподавал русский язык в Одесском коммерческом училище, затем после сдачи магистерских экзаменов - приват-доцент Новороссийского университета, с 1896 одновременно заведующий Публичной библиотекой Одессы, в течение нескольких лет секретарь Одесского общества истории и древностей. В 1894 защитил в Одессе магистерскую диссертацию «Из истории литературной деятельности в Сербии XV века.

«Книга царств» в собрании рукописей библиотеки Императорского Новороссийского университета» (Одесса, 1894). В 1899в Харькове - докторскую диссертацию «Синодик царя Борила» (Одесса, 1897-99, тт. 1-2). С 1908 экстраординарный, с 1910 ординарный ис 1916 заслуженный профессор Новороссийского университета по кафедре славянской филологии. Эмигрировал в 1919 в Болгарию. В 192041 профессор истории русской литературы, с 1939 почетный доктор Софийского университета. Член-корреспондент (с 1923) и академик (с 1941) Болгарской Академии наук. Действительный член Болгарского археологического института (с 1928) и Македонского научного института в Праге (с 1934). Ранние работы П. Посвящены широкому кругу вопросов средневековой истории и культуры западных, южных и восточных славян.

Некоторые удостоились благожелательных отзывов крупнейших ученых и деятелей культуры. До 1917 занимался также историей Новороссийского края, писал статьи по вопросам педагогики. С конца XIX в. Разрабатывал проблемы болгарской истории, исследовал памятники древнеболгарской письменности. В 1896 впервые посетил Болгарию в связи с работой над докторской диссертацией, затем принимал участие в исследованиях, предпринятых на территории Болгарии Русским археологическим институтом в Константинополе, неоднократно работал в болгарских архивах и библиотеках. Наибольший вклад в болгаристику внес изданием и исследованием источников по истории богомильства, библиографическими работами по кирилло-мефодиевской проблематике, трудами по истории болгарского Возрождения.

Эти направления творчества определились в России. В годы эмиграции лишь продолжал сбор материалов, более солидно фундировал выводы, развивал высказанные ранее взгляды. В Болгарии им подготовлены новые издания источников по истории богомильства - переработанная публикация «Синодика царя Борила» с исследованием об этом памятнике (София, 1928) и аналогичная переработка вышедшего впервые в 1909 издания «Слова на еретики...» Козмы Пресвитера (Козма Пресвитер, болгарский писатель Х в. София, 1936). Эти труды П., по оценкам позднейших исследователей, имели фундаментальный характер. Издание «Слова на еретики...», в частности, решило «многие вопросы изучения деятельности Козмы Пресвитера» и было в середине 1930-х «высшим достижением в этой области» (Л.Лаптева).

При работе над книгой «Козма Пресвитер» П. Пользовался не только собранными самостоятельно материалами, но и выписками, различными справками оставшегося в России слависта Г.Ильинского, с которым оживленно переписывался и которому оказал большую помощь в издании труда «Опыт систематической кирилломефодиевской библиографии». После ареста Ильинского довел до конца печатание «Опыта...» (изд. София, 1934) и опубликовал (совм. С С.Романским) его продолжение - «Кирилломефодиевска библиография за 1934-1940 год» (София, 1942). Эта книга завершила серию трудов П. О Кирилле и Мефодии, начатую еще в 1890-х в России. В начале XX в. В России и Болгарии выходили исследования П. По истории болгарского Возрождения, написанные по материалам архивов Одессы, Кишинева, Петербурга, Варшавы, Москвы.

В них приведены новые материалы о Браильском восстании 1842 под руководством Г.Раковского, исследовалась история болгарских колоний в России, рассматривались вопросы развития болгарской духовной культуры, характеризовались проживавшие в России деятели болгарского Возрождения. В эмиграции П. Опубликовал еще свыше 30 статей по данной тематике, сосредоточившись, главным образом, на выяснении роли России в возрождении болгарской культуры и освобождении Болгарии от османского ига. Он стремился также показать роль писателей, просветителей, ученых Болгарии и России (И.Вазова, В.Гаршина, Н.Герова, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, В.Палаузова и др.) в болгарском Возрождении и в поддержке Болгарии в борьбе за независимость.

П. Активно работал в эмиграции как публицист и популяризатор. Он выступал со статьями об эволюции идеи «славянской взаимности» после русской революции 1917, заявлял о необходимости создания в будущем славянской федерации с участием посткоммунистической России. Ему принадлежат обзоры творчества русских писателей XIX в., работы, знакомящие русских беженцев с болгарской культурой и некоторыми событиями общекультурного значения. В русской эмигрантской и болгарской печати появился также ряд статей П. О жизни и деятельности работавших в России славистов прошлого и настоящего - М.Погодина (1925), Ф.Успенского (1928), Ю.Венелина (1929), А.Соболевского (1930), основанных и на личных впечатлениях. «М.Г.Попруженко, хотя он и не болгарин по рождению, до настоящего времени остается весьма деятельным болгарским ученым, имеющим выдающиеся заслуги в изучении древнеболгарской литературы и болгарского Возрождения», - писали в 1939 видные болгарские филологи и историки - академики С.Романский, Ю.Трифонов, П.Мутафчиев.

Деятельность П. Оставила значительный след как в болгарской, так и в русской науке..

Значения в других словарях
Поприщин

- гоголевский персонаж, от лица которого написаны "Записки сумасшедшего". /Т. 8/. ..

Попруженко Георгий Иванович

Попруженко (Георгий Иванович, 1818 - 1889) - протоиерей, писатель, воспитанник Киевской духовной академии. Сочинения его. "Краткое изъяснение божественной литургии". (5 изданий), "Несколько слов об ученых трудах Фотия, патриарха константинопольского". (в "Херсонских Епархиальных Ведомостях", 1864. Отрывок из магистерской диссертации), несколько проповедей (там же). См. Некролог Попруженко в "Записках Одесского Общества Истории и Древности России". (т. XV). В...

Популер

(Le Populaire) (Массовый, фр.). Дневная газета Социалистической партии Франции.. ..

Популизм

(фр. Populisme лат. Populus - народ) - разнородные политич. Течения и движения, апеллирующие к широким массам. Основные идеи П. Прямое участие народа в управлении - "прямая демократия". Недоверие к представительным гос. Институтам, критика бюрократии, коррупции и т.п. Для П. Характерны вера в возможность простейшего решения соц. Проблем, антиинтеллектуализм.. ..

Дополнительный поиск Попруженко Михаил Георгиевич Попруженко Михаил Георгиевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Попруженко Михаил Георгиевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Попруженко Михаил Георгиевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 28 символа