Русская Наука И Культура Второй Половины Xviii В.

86

Развитие науки и техники. Образование По мере развития в России промышленности и торговли увеличивалась потребность в научных знаниях, технических усовершенствованиях, в изучении природных богатств. Состояние торговли, промышленности, путей сообщения и природных ресурсов становится в 60—80-х годах XVIII в. Предметом изучения академических экспедиций. Эти экспедиции, в которых принимали участие И. И. Лепехин, П. С. Паллас, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев и другие ученые, многосторонне исследовали отдельные районы России и собрали огромный материал по географии, ботанике, этнографии, геологии и т. П. Наблюдения, накопленные в результате многолетних путешествий ученых, были опубликованы в специальных трудах. В 1743 г. С Камчатки отправилось к берегам Америки первое промысловое судно, а к 1780 г.

Русские промышленники достигли Юкона. «Колумб российский» Г. И. Шелехов в 1784 г. Положил начало постоянным поселениям русских на Аляске. В 60-х годах возобновил свою работу в Петербургской Академии наук возвратившийся в Россию виднейший математик Л. Эйлер, а в 1768 г. В ней начал работать К. Ф. Вольф — один из основоположников учения о развитии организмов. По словэм Ф. Энгельса, «К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. Первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции» ( Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 11.). Повысился интерес к отечественной истории. Историческая наука этого времени обогатилась публикацией источников — «Русской Правды» (1767 г.), «Журнала, или поденной записки» Петра I (1770 г.) и др. Курский купец И.

И. Голиков, страстный поклонник Петра I, издал 30 томов «Деяний Петра Великого» и «Дополнений» к ним, Н. И. Новиков опубликовал в 1773—1775 гг. Многотомную «Древнюю Российскую Вивлиофику», в которую вошло много исторических документов. В эти же годы началось издание пятитомной «Истории Российской» В. Н. Татищева, и вышло семь томов «Истории Российской с древнейших времен» другого дворянского историка и публициста — М. М. Щербатова. В области развития научно-технической мысли, в создании различных машин и механизмов в это время особенно выделяются И. И. Ползунов, И. П. Кулибин и К. Д. Фролов. Сын солдата Иван Иванович Ползунов (1728—1766) является изобретателем паровой машины. Она была пущена в 1766 г. На Алтае. Иван Петрович Кулибив (1735—1818) разработал проект одноарочного моста через Неву.

Проверив математические расчеты Кулибина, Эйлер дал о них восторженный отзыв. Кулибину принадлежит изобретение семафорного телеграфа и кода к нему, «водоходного» судна, «самокатки», являвшейся прототипом велосипеда, прожектора («кулибинского фонаря») и ряда других сложных механизмов. Выдающимся изобретателем был также Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800), сын заводского мастерового. Фролов сконструировал водяной двигатель, приводивший в движение механизмы Колывано-Воскресенского завода. Но применение технических новшеств на практике встречало непреодолимое препятствие в крепостнической системе. Труд крепостного крестьянина делал ненужным для господствующего класса прогресс техники. Замечательные идеи редко претворялись в жизнь, изумительные проекты оставались только на бумаге, забывались важнейшие открытия, изобретатели прозябали в неизвестности, терпели нужду, лишения, подвергались преследованиям и издевательствам.

Некоторые, хотя и весьма скромные, успехи были достигнуты в области образования. Основное внимание уделялось закрытым дворянским учебным заведениям, готовившим офицеров и чиновников. Первые гимназии были созданы только в 50-е годы — Московская при университете и Казанская. Долгое время они являлись единственными общеобразовательными школами. Лишь в 80-х годах начинается организация общеобразовательных, начальных и средних школ для всех сословий, дети крестьян в школы, однако, не допускались. До конца XVIII в. Таких школ было открыто всего лишь 316 с 18 тыс. Учащихся. Большинство богатых дворян предпочитало давать своим детям так называемое домашнее образование, нанимая иностранцев-гувернеров, среди которых было немало невежд и проходимцев.

Чаще всего дети таких дворян приобретали только внешний лоск и знание французского языка. Служилые и мелкопоместные дворяне обучали своих детей у невежественны «дядек». Что же касается крестьян, то лишь немногие из них могли обучиться грамоте и письму у дьячков и других деревенских грамотеев. Дворянство держание боялись, что распространение просвещения среди «простого народа» вызовет «брожение умов». Русская литература В литературе второй половины XVIII в. Господствовал классицизм, проповедовавший идеи «просвещенного абсолютизма». Одним из крупных представителей этого направления был А. П. Сумароков (1718—1777). В отличие от своих современников, вышедших из народа, — Ломоносова и Тредиаковского, Сумароков — дворянин, сторонник крепостничества.

По его мнению, «свобода крестьянская не токмо обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит». Сумароков писал почти во всех жанрах лирики, оставил большое количество басен («притч»), а главное — заложил основы русской классицистической драматургии. Его трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Димитрий самозванец» до начала XIX в. Входили в репертуар русского театра. Среди комедий Сумарокова выделяется «Рогоносец по воображению», которая по яркой бытовой окраске и выразительным языковым характеристикам во многом предвосхищает комедии Фонвизина. Крупнейшим поэтом второй половины XVIII в. Был Г. Р. Державин (1743—1816). Творчество Державина, разнообразное по тематике и яркое по языку, завершало развитие русской поэзии XVIII в.

Литературную славу Державину принесла ода «Фелица», в которой воспевание Екатерины сочеталось с обличением ее фаворитов и вельмож. Наиболее полно сатирическая линия державинской поэзии отражена в оде «Вельможа», заклеймившей «жалких полубогов», «мишурных царей на карточных престолах». В патриотических одах Державин прославлял успехи русского оружия, полководческое искусство Суворова. Г. Р. Державин придерживался консервативных, а позднее даже реакционных взглядов. В отличие от него Д. И. Фонвизин (1745—1792) выступал с критикой крепостничества. Талант Фонвизина расцвел в драматургии, где он создал подлинно самобытные произведения. Фонвизин вывел на сцену не условные образы, воплощающие пороки или добродетели, а живых людей.

Центральным произведением Фонвизина является «Недоросль» (1782 г.). Это первая социальная комедия — сатира на невежественных дворян, попиравших человеческое достоинство бесправных крестьян. Крепостной произвол обобщен в сатирических персонажах. В жестокой помещице Простаковой, в Скотинине, больше заботящемся о свиньях, чем о живых людях. Язык комедии народен, речь действующих лиц индивидуализирована. «Недоросль» — гневное обличение крепостничества. Фонвизин еще не порвал с классицизмом, но по существу был одним из первых реалистов, непосредственным предшественником Грибоедова, Пушкина, Гоголя. Нарастание буржуазных отношений в стране и обострение классовых противоречий вызвало кризис русского классицизма. Последняя треть XVIII в.

Проходит под знаком зарождения и развития нового направления в литературе — сентиментализма. Народное творчество Народное творчество второй половины XVIII в. Приобретает еще более резко выраженный антикрепостнический характер. В народных песнях поется о тяжкой неволе, о барщине, об угнетателях-«боярах», о произволе и издевательстве помещиков. В рукописных сборниках в форме сатирических стихов и анекдотов высмеивается глупый бездельник-барин, противопоставляемый трудолюбивому смекалистому мужику. К такого рода литературе принадлежат «Повесть Пахривской деревни Камкина» и «Сказание о деревне Киселихе». Наиболее ярким произведением народного творчества, направленным против крепостничества, является «Плач холопов».

Автор «Плача холопов» не только печалится о судьбе крепостного крестьянства, он показывает несправедливость существующего строя, откликается и на Комиссию по составлению нового уложения. Хотя он и верит в «хорошего царя», но мечтает о том времени, когда крестьяне сами «всякую неправду стали бы выводить и злых господ корень переводить». «Удивительным образцом народного красноречия» (А. С. Пушкин) были манифесты, указы, письма и другие документы, вышедшие из лагеря Пугачева. Написанные ярким и простым языком, они ясно и сжато излагали чаяния крестьянства, работных людей, казаков и всей «черни бедной», призывали к тому, о чем мечтал автор «Плача холопов», — к беспощадной борьбе с вековыми угнетателями народа — дворянами.

Искусство Искусству, как и литературе, несмотря на то что деятельность художников и скульпторов, архитекторов и музыкантов связана была с запросами дворянской среды, присущи были черты народности. Во второй половине XVIII в. Искусство вступает в новый период своего развития. В искусство приходят представители народных масс. Скульптор Шубин был из семьи государственных крестьян, музыкант О. Козловский — сыном ремесленника, другой композитор И. Е. Хандошкин — сыном крепостного крестьянина. Семья художников Аргуновых также была крепостной. Известный архитектор Баженов был сыном дьячка, Казаков-подьячего. Так проникали в ряды интеллигенции выходцы из крестьян, разночинцев, мастеровых, которым Россия XVIII в. Обязана не только своей наукой, но и ярким самобытным искусством.

Они принесли в искусство мотивы народного творчества. Рост национального сознания в России во второй половине XVIII в. Обусловил самобытность и оригинальность русского искусства. При этом Россия отнюдь не изолировала себя от Западной Европы. Русские художники, создавая свое национальное и оригинальное искусство, творчески использовали достижения зарубежной живописи. Русская национальная архитектура второй половины XVIII столетия дала ряд выдающихся творений. В Петербурге возводятся такие шедевры архитектуры, как Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный монастырь (В. В. Растрелли), собор в Александро-Невской лавре (И. Е. Старов) и др. Особенно выделяется построенный Старовым Таврический дворец, представляющий собой типичный образец русского классицизма.

Он отличается исключительной простотой и строгостью внешних форм. В эти годы «в гранит оделася Нева», установлена была знаменитая решетка Летнего сада, построен ряд замечательных зданий (Академия художеств, Гостиный двор, Новая Голландия и др.). Трудами Д. В. Ухтомского и его учеников украшается новыми зданиями в стиле классицизма Москва. Особенно выделяется творчество гениального русского зодчего В. И. Баженова. Член Болонской и Флорентийской академий и профессор Римской, Баженов в своем творчестве был глубоко национальным зодчим. Его модель Кремлевского дворца по грандиозности замысла и изяществу является одним из замечательных достижений в истории мировой архитектуры. По замыслу Баженова построен пашковский дом в Москве (старое здание библиотеки имени В.

И. Ленина). Крупнейшим зодчим Москвы был и М. Ф. Казаков, создавший ряд замечательных зданий. Московского университета, Голицынской больницы, Сената в Кремле, Дворянского собрания (ныне Дом Союзов) и др. Формирование архитектурного облика старой Москвы в значительной мере является результатом деятельности Казакова. Строились замечательные здания и в провинции, множились дворцы и здания в дворянских усадьбах (например, дворец Шереметевых в Останкине, построенный крепостными зодчими П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным, А. Ф. Мироновым). Творения русских зодчих второй половины XVIII в. Отличаются изяществом, простотой, стройностью линий. Они использовали мотивы древнерусского зодчества и критически усвоили достижения классицистического строительного искусства других стран и народов.

Глубоко реалистична была русская скульптура. Замечательной теплотой и выразительностью отличаются скульптуры Ф. И. Шубина (1740—1805). Сам холмогорский крестьянин, он запечатлел образ своего великого земляка Ломоносова в чудесном бюсте. Реалистичны скульптурные портреты русских полководцев (Чернышева, Румянцева). Ему же принадлежат 58 мраморных барельефов, изображающих русских князей, царей и императоров, из которых особенно выделяются изображения Александра Невского, Дмитрия Донского, наделенные чертами былинных русских богатырей. Развитию русской живописи способствовало основание в 1757 г. Академии художеств. Особенно больших успехов художники добиваются в области портрета, в которой работают И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д.

Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Большой задушевностью, поэтичностью и живописной выразительностью отличались работы Рокотова (портреты Новосильцевой, Майкова, Суровцевой). Блестящий мастер парадного портрета Левицкий создал произведения, отличающиеся большими композиционными и живописными достоинствами (портреты Демидова, Екатерины II, Ланского). Вершиной творчества Левицкого являются портреты Дидро, Новикова, У. Мнишек, Дьяковой. Они отличаются большой выразительностью, великолепной техникой и стремлением к передаче психологического образа. Полотна А. П. Лосенко и Г. И. Угрюмова кладут начало историческому жанру в русской живописи, а работы И. М. Иванова и С. Ф. Щедрина — русскому пейзажу. В конце 70-х годов развернулось творчество мастера городского пейзажа Ф.

Я. Алексеева. В этот период в живописи появляются изображения крестьян и крестьянского быта, принадлежащие кисти крепостного крестьянина М. Шибанова («Крестьянский обед», «Сговор») и И. А. Ерменева. Сын конюха, свидетель, а возможно и участник штурма Бастилии, Ерменев рисовал крестьян такими, какими они были,— измученными, ограбленными, нищими («Крестьяне за обедом», «Поющие слепцы», «Нищие»). Такой художник, конечно, не мог преуспевать в крепостной России. Его картина, изображающая умирающего в нищете художника, с выразительной надписью. «Выгоднее быть цеховым маляром, нежели историческим живописцем без покровителей. Испытал, но жалею, что поздно», как бы пророчески предвещала его собственную судьбу. С именем Федора Григорьевича Волкова (1729—1763) связано развитие русского театрального искусства.

В Ярославле Волков создал постоянный драматический театр. Позднее в Петербурге был открыт «Русский для представления трагедий и комедий театр», ядро которого составили актеры-ярославцы. Директором его был назначен Сумароков, а премьером труппы стал Волков — блестящий актер, поэт, драматург, музыкант, художник и скульптор. Заметно растут связи передовой русской культуры с культурой других народов, входящих в состав Российской империи или соседних с нею. Расширяется сеть учебных заведений на Украине, где создаются школы-пансионы, главным образом для детей украинской старшины. Киевская духовная академия, оставаясь богословским учебным заведением, под влиянием практики Московского университета вводит в число предметов преподавания математику, географию, естествознание, медицину и др.

Немало воспитанников Киевской академии продолжало свои занятия в Московском университете и в Медико-Хирургической академии в Петербурге. Среди них особенно выделяются известные ученые — медики П. А. Загорский и Н. М. Максимович-Амбодик. Выдающимся ботаником и химиком был украинец М. М. Тереховский. Под влиянием роста интереса к прошлому украинского народа и его связям с Россией создают свои произведения Г. Конисский и А. Ф. Шафонский. Тот же процесс распространения влияния русской культуры имел место и в Белоруссии..

Значения в других словарях
Русская Культура В Конце Xv И В Xvi В.

В конце XV и в XVI в., несмотря на усиление в стране самодержавно-крепостнических тенденций и господство церковно-схоластического мировоззрения, русская культура, объединяя культурное наследие ранее разобщённых земель, вступила на путь новых успехов и втягивалась в общее русло передовой культуры своей эпохи. Возникновение книгопечатания в России Одним из наиболее крупных достижений середины XVI в. Явилось книгопечатание. Оно было подготовлено общим подъёмом ремесленного производства, наличием бо..

Русская Мысль

- ежемесячный журнал, выходивший с 1880 г. В 1895 - 1896 г.г. Журнал был органом либерально-народнической интеллигенции, не занявшей определенной позиции в борьбе между народниками и марксистами. Пытаясь быть нейтральным, журнал давал иногда на своих страницах место полемике между обеими группировками. Редактором в то время был Гольцев. После 1905 г., в эпоху политической и идеологической реакции, "Русская Мысль" становится органом, отражающим упадочное настроение растерявшейся либеральной интел..

Русская Освободительная Армия

- сформирована немецким штабом Войск СС во время Второй мировой войны из русских противников сталинского режима. В первые годы войны среди правителей Рейха господствовала идея покорения части России и ее колонизации. Поэтому мысль о создании военных формаций из народов СССР не принималась в расчет. Обратились к ней лишь в 1943 году после ряда военных неудач, но первые пробы подобных формирований не дали положительных результатов. Русский батальон Родионова, созданный в Польше, перешел на сторону..

Русская Печь

Тип печи у восточных славян - большая, кирпичная, реже - глинобитная, с подом, широким устьем, высоким сводом и большой лежанкой. Имела универсальное назначение. Для выпечки хлеба, приготовления пищи, обогрева, иногда - мытья и т.п. Располагалась напротив переднего угла.. ..

Дополнительный поиск Русская Наука И Культура Второй Половины Xviii В. Русская Наука И Культура Второй Половины Xviii В.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Русская Наука И Культура Второй Половины Xviii В." в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Русская Наука И Культура Второй Половины Xviii В., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 49 символа