Чехонин Сергей Васильевич

75

(2.2.1878 [по др. Св. 21.9.1878], с. Лыкошино, Новгородской губ. - 23.2.1936, Лёррах, Германия) график, мастер декоративно-прикладного искусства, художник театра. Родился в семье машиниста Николаевской железной дороги. Детство и отрочество провел на станции Чудово в Новгородской губернии. Благодаря дружеским связям с семьей писателя-демократа Г.Успенского Ч. Познакомился со многими видными деятелями русского искусства, под влиянием которых сформировались его гражданские позиции. В 1896-97 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Е.Сабанеева и Я.Ционглинского, в 1897-1900 - в Тенишевской мастерской у И.Репина в Петербурге. С первых шагов в искусстве проявил интерес к его прикладным видам, к традициям художественных ремесел, специфике различных техник и материалов.

Еще в ученический период увлекся керамикой. В 1-й половине 1900-х работал под руководством М.Врубеля и П.Ваулина в керамической мастерской «Абрамцево», организованной С.Мамонтовым в Москве за Бутырской заставой. Принимал участие в изготовлении майоликовых украшений фасадов гостиницы «Метрополь» (мозаики балконов и панно на боковом фасаде по эскизам самого Ч.). С 1907 работал в мастерской «Голдвейн и Ваулин» в Кикерино под Петербургом. Выполнил изразцовый фриз для актового зала Городского училища дома им. Петра Великого (1909-11), майоликовые панно для церкви лейб-гвардии Московского полка и храма «В память 300-летия дома Романовых» (1914) в Петербурге. Керамикой не ограничивался. В 1903 расписал зал выставки «Современное искусство», устроенной С.Щербатовым на Большой Морской, позже - ряд других интерьеров в частных и общественных зданиях Петербурга.

В 1913-15 вместе с другими художниками декорировал комнаты Юсуповского дворца на Мойке - выполнил, в частности, для мраморного камина финифть огромных размеров, изображающую корзину с цветами. В те же и последующие годы создал ряд миниатюр на эмали, В 1913 участвовал в подготовке Второй всероссийской кустарной выставки в Петербурге, после чего был назначен консультантом в отдел кустарной промышленности в министерстве земледелия, где проработал до 1917. Одновременно руководил мастерскими. Финифтяными в Ростове Ярославской губернии и в Торжке - Тверской. По производству мебели по образцам XVIII-XIX вв. В селе Кологривове Ефремовского уезда Тульской губернии. Золотошвейной и точальной (по коже) в Торжке. Параллельно шла работа, связанная с полиграфией.

Начало было положено в годы 1-й русской революции, когда Ч. Принял активное участие в издании и иллюстрировании сатирических журналов «Зритель» (1905), «Маски» и «Альманах» с приложением «Вербный базар» (1906). В карикатурах для этих журналов, во многом еще несовершенных, а также в шмуцтитулах для «Календаря русской революции» В.Бурцева (изд. В 1917) проявилась склонность художника к гротеску и остроте графических решений. С конца 1900 работа в области книжной графики стала систематической. Один за другим получал Ч. Заказы издательств «Шиповник», «Просвещение», «Брокгауз и Ефрон», «Пантеон», «Светозар», Общины Святой Евгении, Н.Бутковской, журналов «Сатирикон», «Галчонок», «Новый Сатирикон», «Аполлон», «Солнце России», «Голос жизни», «Лукоморье».

Среди оформленных Ч. Книг - «Французское искусство и его представители» Я.Тугендхольда (1911), «Легенда будней» Д.Цензора, «Бенгальские огни» А.Аверченко, «Апельсиновые корки» М.Моравской, сочинения Г.Лукомского, посвященные русским городам и памятникам архитектуры (все - 1914), «Моцарт и Сальери» А.Пушкина с рисунками М.Врубеля (1915), «Венок Врангелю», «Альманах Муз» (обе - 1916), «Чудо» А.Федорова (1917). В своих многочисленных орнаментально-шрифтовых обложках и титульных листах, декоративных виньетках Ч., опираясь на достижения художников, группировавшихся в конце 1890-х - начале 1900-х вокруг журнала «Мир искусства», довел систему линейно-силуэтной графики до логического завершения. Развиваясь в русле стиля модерн, творчество Ч.

Обнаружило черты неоклассицизма, что выражалось и в строгой выверенности пропорций, и в симметрии заключенных в прямоугольные или овальные рамки композиций обложек, и в приверженности к ампирным мотивам. Вазам, букетам, венкам, гирляндам, архитектурным деталям.Ч. Привлекали также традиции русского народного искусства. Но к каким бы образцам Ч. Не обращался, он никогда механически не повторял их, а постигал в художественном наследии, как и в самой натуре, законы формообразования, следуя которым создавал виртуозные узоры. Постоянное внимание уделял искусству шрифта, от сложного декоративного до строгого классического, предназначенного для отливки и набора. За один из таких шрифтов он получил первую премию на конкурсе, устроенном в 1912 типографией Лемана.

В 1909 Ч. Дебютировал на 6-й выставке Союза русских художников в Петербурге, а в 1912 стал членом возрожденного объединения «Мир искусства», участвовал в его выставках в 1913, 1915-18, 1922 и 1924. В 1914 произведения Ч. Экспонировались на Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге. Самому художнику к этому времени за рубежом довелось побывать дважды. В середине 1906, опасаясь политических преследований, он уехал в Париж и прожил там более года. В 1913 министерством земледелия был командирован в Берлин для подготовки Выставки русских кустарных изделий. После Февральской революции Ч. Продолжал деятельность в министерстве земледелия, явившись инициатором создания комиссии, призванной способствовать развитию художественной промышленности и кустарного производства.

Через несколько месяцев после октябрьского переворота вошел в коллегию при отделе изобразительных искусств Наркомпроса. В 1918-23 и в 1925-27 осуществлял художественное руководство подчиненного Наркомпросу Государственного фарфорового завода в Петрограде-Ленинграде, а в 1923-25 - Новгубфарфора (быв. Фарфорового завода М.Кузнецова на Волхове). В искусство фарфора Ч. Привнес высокую графическую культуру, совершенное владение традиционными и новыми технологиями. Он работал над эскизами росписей и новыми формами как уникальных, так и массовых изделий. Вокруг Ч. Сформировалась плеяда художников различных направлений, благодаря коллективным усилиям которых отечественный фарфор конца 1910-20-х стал заметным явлением искусства XX в, Среди тех, кто испытал непосредственное влияние Ч., были братья Вычегжанины.

Петр Владимирович, впоследствии получивший признание во Франции под псевдонимом Пьер Ино как график и живописец-станковист, и Георгий (Юрий) Владимирович - усыновленные Ч. Дети его жены Лидии Семеновны Вычегжаниной от ее первого брака с художником В.Левитским. Захваченный революционными настроениями, а затем и пафосом советской государственности, Ч. Увлекся агитационно-массовым искусством, активно включился в создание новой эмблематики, именно ему принадлежат официально утвержденные варианты печати Совнаркома, герба и флага Российской Федерации. Он украшал революционными лозунгами, изображением серпа и молота и аббревиатуры РСФСР фарфоровые блюда, тарелки и чашки, ценные бумаги, разнообразные издания.

Выполнил портреты деятелей революции, С его обложками и иллюстрациями выходили журналы «Пламя», «Красная панорама», «Москва», «Балтийский морской транспорт», «Сирена», «Дом искусств», «Красный командир», «Аргонавты» и др. В числе оформленных и проиллюстрированных им в послереволюционные годы - книги. «Фауст и Город» А.Луначарского (Пг,, 1918), «2-й конгресс Коммунистического Интернационала» (М., 1920), «Руслан и Людмила» А.Пушкина (Пг., 1921), «Что такое театр» Н.Евреинова (Пг,, 1921), «Десять дней, которые потрясли мир» Дж.Рида (М., 1923), «Власть Советов за пять лет» (М., 1927), детские книжки-тетрадки. «Тараканище» К.Чуковского (Пг., 1923, позднее выдержала еще 9 изд.), «Гости» Е.Полонской (Л.-М., 1924), «Книжка про книжки» С.Маршака (Пг., 1924).

Одновременно Ч. Создавал многочисленные издательские марки, экслибрисы и другие графические произведения. Ч. Оказался восприимчив к новому искусству. Кубизму, супрематизму, конструктивизму. Правда, он не стремился осмыслить художественную сущность этих явлений, находя и в архитектонах К.Малевича, и в контррельефах В.Татлина лишь средства для усиления декоративности и фактурного разнообразия, экспрессии и динамики собственных композиций, в которых по-прежнему оставался мирискусникомстилизатором. Соединение классики и авангарда путем некоего компромисса между ними, породившее особый феномен - «советский ампир» (А.Эфрос), обеспечило графике Ч., его шрифту необыкновенную популярность, сделало их языком времени.

Критика писала о послереволюционном творчестве Ч. Как о праздничном и ликующем. Однако звучали в нем и трагические ноты, как, например, в росписах по фарфору, посвященных голоду 1921 в Поволжье. В них не только отклик на тяжелое бедствие, но и скорбное раздумье об исторической судьбе России. О неоднозначном восприятии художником окружающей действительности говорят и созданные в те же годы гротескно сатирические образы. Помимо выставок «Мира искусства», в советский период своей жизни Ч. Участвовал в выставках художников-членов Дома искусств (1920 и 1921), Общины художников (1921-22 и 1925) в Петрограде, Ассоциации художников революционной России (1923 и 1925), во Всесоюзной выставке советского фарфора (1926), выставке «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), Выставке художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928) в Москве.

В Выставке русских книжных знаков (1926), Выставке русского фарфора (1927), выставке «Художественный экслибрис» (1928) в Ленинграде. В Первой русской художественной выставке в Берлине (1922). В Международной книжной выставке во Флоренции (1922);в 14-й Международной выставке искусств в Венеции (J 924). В Выставке русского искусства в НьюЙорке и Лос-Анджелесе (1924-25). В Международной выставке декоративно-художественных искусств в Париже (1925). В Международной выставке художественной промышленности и декоративных искусств в Монце-Милане (1927). В Выставке советского искусства в Токио (1927). В начале 1928 Ч. Выехал во Францию. Этот шаг был во многом вызван открытием в Париже международной ярмарки, на которой был представлен советский фарфор и, в частности, вещи, расписанные по эскизам Ч.

Обосновавшись в Париже, художник не предполагал, что навсегда покинул родину. В течение двух лет он продолжал работу для издательств Москвы и Ленинграда и до последних лет жизни не менял гражданства. Весной 1928 Ч. Сделал попытку сотрудничества с Национальной мануфактурой в Севре. Но из-за несоответствия стилистическому направлению, принятому на севрском заводе, росписи Ч. Не были допущены к тиражированию, хотя и по-лучили высокую оценку, а декорированные им уникальные изделия экспонировались в 1928 на Осеннем салоне. В конце того же года в Париже почти одновременно открылись две выставки. Произведений четырех советских художников (Н.Альтмана, Р.Фалька, Ч. П.Вычегжанина), устроенная галереей «Ласточки» («La Galerie de lHirondelle» в саду Пале Рояль) и персональная - Ч.

На Rue de la Paix, финансированная парижским ювелиром А. Маршаком. На первой выставке Ч. Был представлен работами, выполненными в России. Фарфором, книжной графикой, портретными миниатюрами, пейзажами с натуры. Среди 70 произведений, показанных на второй портреты, натюрморты, пейзажи, композиции на темы русского фольклора, эмаль, ювелирные изделия, фарфор, эскизы театральных костюмов и декораций, многие из них были созданы уже в Париже. Почти целиком из французских вещей состояла следующая и последняя персональная выставка Ч. «Портреты и миниатюры» в галерее «A la Renaissanse» на Rue Royale, Новые произведения показал он и на Выставке русского искусства в Копенгагене. Ч. Намеревался сосредоточиться на росписи по эмали.

Однако неожиданная смерть А.Маршака, на материальную поддержку которого рассчитывал художник, нарушила планы. Главной стала работа для сцены, начатая еще в России в театре Р.Кугеля «Кривое зеркало». В Париже на рубеже 20-30-х Ч. Выполнил эскизы декораций и костюмов к опере М.Глинки «Руслан и Людмила» для «Летучей мыши» Н.Балиева, к балету «Исламей» на музыку М.Балакирева, к балету «Снегурочка» на музыку А.Глазунова (постановка не осуществлена) для Русских балетов В.Немчиновой, к другим спектаклям и концертным номерам, а также рисунки театральных афиш. Одновременно делал эскизы мебели, бытовых предметов, оформлял рекламные страницы популярного парижского журнала «Voque». Во всех этих работах стало заметнее влияние авангарда, однако и кубизм, и супрематизм здесь несли игровое начало, передавали атмосферу Парижа, ставшего средоточием различных художественных направлений.

Композиции строились на острых, будоражащих контрастах геометризированных и текучих линий, жестких, рубленых и естественных форм, броских и изысканных цветовых сочетаний. В конечном счете гармония приглушала все диссонансы, а авангард оказывался растворенным в стилистике позднего модерна - ар деко. При этом большую роль приобрели характерные для русского эмигрантского искусства национально-романтические мотивы. В начале 1930 Ч. Занялся реставрацией старой живописи и фарфора. В процессе работы над росписями тканей, склонный к всевозможным техническим усовершенствованиям, он изобрел способ многоцветной печати с одного цилиндра, открывавший огромные возможности для текстильной промышленности, и запатентовал его в 1933 в Европе, а на следующий год - в Америке.

Однако реализовать проект не удалось. Предпринятая с этой целью поездка в Нью-Йорк (1934) окончилась безрезультатно, через несколько месяцев из-за начавшейся болезни сердца Ч. Вынужден был вернуться в Париж. Не имели успеха и его неоднократные обращения в советское посольство во Франции. В 1935 промышленная установка по чертежам Ч. Была построена на красильнопечатной фабрике в Вейле близ Базеля. После месяца работы там, в начале 1936, Ч. Скончался от инфаркта в госпитале Святой Елизаветы соседнего города Лёррах на швейцарско-германской границе. В 1995 в Петербурге в Русском музее состоялась выставка произведений художника из российских собраний. Произведения Ч. Хранятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им.А.Пушкина, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII в.» в Москве.

В Русском музее, в музее Петербургского фарфорового завода в Петербурге. В Национальном музее современного искусства и в коллекции Р.Герра в Париже. В музее Национальной мануфактуры в Севре. В коллекции Н.Лобанова-Ростовского в Нью-Йорке, в др. Отечественных и зарубежных собраниях..

Значения в других словарях
Чехонин Сергей Васильевич

Чехонин Сергей Васильевич [1878, с. Лыкошино, ныне Калининской области, ‒ 23.2.1936, Лёррах (ныне ФРГ)], русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1896‒97) и в школе М. К. Тенишевой (1897‒1900) у И. Е. Репина. Член объединения «Мир искусства». ..

Чехонин Сергей Васильевич

ЧЕХОНИН Сергей Васильевич (1878-1936) - российской график и живописец. Член "Мира искусства". С 1928 за границей. В книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали - изысканные орнаментально-шрифтовые композиции.. ..

Чехонин Сергей Васильевич

        (1878-1936), русский график и живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1896-97) и в школе М. К. Тенишевой (1897-1900) у И. Е. Репина. Член объединения "Мир искусства". Работал преимущественно в области книжной и журнальной графики и росписи по фарфору и эмали. Один из создателей "агитационного фарфора" (блюдо "Красный Балтийский флот", 1923, ГРМ), художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде (1918-1923, 1925-27). Выработал каллиграфически из..

Чехов, А. П.

(1860 - 1904) - известный русский писатель, родился в семье мелкого торговца. Еще будучи студентом, начал печататься в юмористических журналах. В 1886 г. Выпустил книжку рассказов "Пестрые рассказы", обратившую на себя внимание критики и читающей публики. За этим сборником последовали другие, быстро выдвинувшие Чехова в ряд лучших русских писателей того времени. В своих небольших по размерам рассказах Чехов дал чрезвычайно широкую картину современной ему русской действительности. Тусклая и серая..

Чехович Венедикт Павлович

Чехович (Венедикт Павлович, 1804 - 1862) - писатель, сын священника вологодской епархии, воспитанник киевской духовной академии, в которой читал физико-математические науки. Был в 1831 - 1832 гг. Членом следственной комиссии, учрежденной в Киеве над польскими мятежниками, и членом секретной комиссии, учрежденной в 1838 г. Для исследования дела о тайных обществах. Принимал участие в редактировании "Трудов Киевской Духовной Академии", заведуя преимущественно переводами с латинского. Сам ..

Чехословацкая Народная Партия

- основана в 1918 г., в 1938 г. Самораспустилась. Воссоздана в 1945 г., в 1948 г. Реорганизована в партию христианского направления.. ..

Чехословацкая Православная Церковь

Основана на территории Чехии (в Моравии) в 863 г. Трудом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако после смерти Солунских братьев инициатива перешла к сторонникам латинского обряда. Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии. Но в 1649 г. И эта епархия вошла в унию с Католической Церковью. Тольков 1920 г. Благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. После Второй мировой войны они обратились за помощью к Московской Пат..

Дополнительный поиск Чехонин Сергей Васильевич Чехонин Сергей Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чехонин Сергей Васильевич" в словаре Исторический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чехонин Сергей Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 25 символа