Спиноза

173

(Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен 'херем' (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. 'Основы философии Декарта' (1663), 'Богословско-политический трактат' (1670), 'Этика, доказанная в геометрическом порядке' (1677) и 'Трактат об усовершенствовании разума' (1677). В своей онтологии, следуя традиции пантеизма, С. Провозглашает единство Бога и природы, что было им выражено в идее единой, вечной и бесконечной субстанции.

Эта субстанция является причиной самой себя (causa sui), т.е. Она, во-первых, существует сама в себе и, во-вторых, представляется сама через себя. Качественные характеристики субстанции, когда ум представляет себе нечто как ее необъемленное свойство, как сущность субстанции, называются атрибутами. Атрибут имеет с субстанцией одно общее и одно отличительное свойство. Общее свойство состоит в том, что атрибут существует сам в себе (по существу есть сама субстанция), а отличительное - то, что атрибут представляется через другое (через ум). Хотя число атрибутов бесконечно, человеческому уму открываются только два из них - протяженность и мышление. Если Декарт дуалистически противопоставлял протяжение и мышление как две самостоятельные субстанции, то С.

Монистически усматривает в них два атрибута одной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы - различные состояния единой субстанции. Модус существует в другом и представляется через другое. Бесконечное множество модусов возникает из необходимости божественной природы. Бог является имманентной причиной модусов как атрибута протяжения, т.е. Вещей чувственного мира, так и атрибуты мышления - вещей умопостигаемого мира. Так что любой модус заключает в себе сущность Бога. Познавая модусы, мы познаем субстанцию. Среди прочих С. Выделяет бесконечные модусы. Бесконечный модус движения и покоя связывает другие модусы атрибута протяжения с субстанцией, мыслимой в этом атрибуте.

Бесконечный модус беспредельного разума (intellectus infmitus) связывает другие модусы атрибута мышления с субстанцией, мыслимой через этот атрибут. В гносеологии С. Выделяет три рода познания. Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Второй род познания составляет понимание (intellectio), дающее уже отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий и высший род - это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигать вещи под углом зрения вечности, т.е. Рассматривать модусы как формы единой субстанции.

Разделяя позиции математического естествознания и рационалистского метода Декарта, С. Выступает сторонником детерминизма и противником телеологии. Так, признание 'конечных причин' наравне с необходимостью С. Называет предрассудком. Ведь если существуют 'конечные причины', то, как отмечает С., Бог имел бы стремление к тому, чего у него нет, тогда субстанция оказывается несовершенной. В антропологии С. Отвергает идею свободы воли. Свободной следует считать такую вещь, которая из одной необходимости своей собственной природы определяется сама собой к действию. Но таковой, по определению, является лишь субстанция. Отождествляя свободу с познанием, С. Соотносит с понятием субстанции идею 'свободной необходимости', совмещающей в себе необходимость и свободу как два момента в субстанции, самораскрывающейся в познании.

Этика С. Строится на том, что человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом. С. Заложил основы научной критики Библии и выдвинул идею интеллектуальной любви к Богу. 'познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога'. По утверждению Гегеля, учение С. Является 'существенным началом' всякого философствования. (см. Также ЭТИКА (СПИНОЗА ).).

Значения в других словарях
Спиноза

(Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, — 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. Общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С. Одновременно завязал научные и дружеские связи вне евр. Общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. Оказал его наставник в лат. Языке Ван ден Энден —..

Спиноза

СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 - 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, - закономерная система>, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм>) отождествляемая с Богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция>, причина самой себя. Мышление> и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции. Отдельные вещи и идеи - ее модусы (единичные проявления). Человек> - часть природы, душа его - модус> мышления, т..

Спиноза

(Барух, Бенедикт de Spinosa, род. 24 ноября 1632 г., умер 23 февраля 1677 г.) — знаменитый философ.I. Жизнь С. Недостаточно обследована. Лучшая биография принадлежит K. O. Meinsma ("Spinosa en zyn kring", S'Gravenhage, 1896). Фрейденталь собрал в сочинении "Zur Lebensgeschichte Spinoza's" (Лейпциг, 1899) все документы и сведения, касающиеся жизни С. Семья Эспиноза (эта фамилия пишется 12-ю различными способами) выселилась из Португалии в Голландию вследствие гонений на евреев в Португалии. Отец ..

Спиноза

Спиноза Spinoza.Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 - 1677) Нидерландский философ.Афоризмы, цитаты -Спиноза. Spinoza. Биография.• Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.• Удовольствие - переход человека от меньшего совершенства к большему.• Ссылка на авторитет не есть довод.• Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.• Понимание - начало согласия.• Никто так не падок на лесть, как тот честолю..

Спиноза

В России XIX в. Это слово означало не только имя известного голландского философа, но и (в просторечии) лихого танцора, чье хореографическое мастерство было на грани циркового фокуса. Например, у А. П. Чехова. «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя» (рассказ «Свадьба», 1890).Первоисточник — фамилия испанского балетного гротескового танцовщика Леона Эспиносы, который в 1869—1872 гг. Состоял в балетной труппе Большого театра и имел огромный успех у публики. Впоследствии его..

Спиноза

Философ. Спина. ..

Спиноза

(Spinoza). ..

Спиноза

(Spinoza, собств. D'Espinosa), Барух (Бенедикт) (24.XI.1632 - 21.II.1677) - голл. Философ. Род. В семье купца, принадлежавшего к евр. Общине Амстердама. Неск. Лет учился в евр. Религ. Училище. Позднее, вступив в принципиальный конфликт с олигархич. Руководством евр. Общины Амстердама, насаждавшим среди своих единоверцев воинствующий иудаизм, С. Был подвергнут т. Н. "великому отлучению", проклят и изгнан из общины (1656). Найдя приют среди сектантов-пантеистов, С. В дальнейшем, полностью не порыв..

Спенсер

(Spencer) Герберт (1820-1903) - британский философ и социолог. С. Отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма, был опубликован в 1862-1896. Этот труд включал. 'Основные начала' (1862), 'Основания биологии' (1864-1867), 'Основания психологии' (1870-1872), трехтомный труд 'Основания социологии' (1876-1896), 'Социология как предмет изучения' (..

Специфика Философской Рефлексии

(первоначальное, авторское название ФИЛОСОФИЯ КАК СТРАННАЯ РЕЧЬ, Минск, 2001) - книга Т.М.Тузовой. Размышляя о ликах и формах современного философского дискурса и его неоднозначных, конфликтных отношениях с предшествующей философией (метафизикой), автор ставит и обсуждает вопрос о том, что сегодня, в ситуации размывания границ между культурными феноменами, дискриминации метафизики гуманитарными науками и попыток 'заменить' ее собой, философия вновь столкнулась с необходимостью возобновления и ос..

Средневековая Философия

Качественно своеобычный этап в истории философии. Хронологические рамки С.Ф. Определяются, естественно, временной протяженностью самой эпохи Средневековья. По этому вопросу в медиевистике до сих пор высказываются разные точки зрения. Начало Средневековья относят то ко 2-4 вв., то к 7-8 вв., а то и к 10 в. Соответственно завершение Средних веков падает то на рубеж 14-15 вв., то даже на 18-19 вв. (концепция 'большого времени средневековья'). Формальными датами начала средних веков обычно признаютс..

Становление Теории Нелинейных Динамик В Современной Культуре. Сравнительный Анализ Синергетической И Постмодернистской Парадигм

Монография М.А.Можейко (Минск, БГЭУ, 1999), посвященная выявлению культурного статуса феномена постмодернизма в современной культуре. Центральной гипотезой, выдвинутой в данной работе, является гипотеза о том, что процесс формирования концепции нелинейных динамик, являющейся передовым рубежом развития современной методологии, объективно осуществляется в современной культуре во встречном усилии двух векторов - естественно-научного (представленного, в первую очередь, синергетикой) и гуманитарного ..

Спиноза

СПИНОЗА (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и современной ему философией в 1656 на С. Руководителями общины был наложен "херем" (великое отлучение и проклятие). С. Вынужден был покинуть Амстердам. Основные сочинения. "Основы философии Декарта" (1663), "Богословско-политический трактат" (1670..

Спиноза

(Spinosa) Бенедикт. Б а р у х д е Э с п и н о з а (1632-77), голл. Философ-пантеист, один из основоположников *историко-литературной критики библейской. С. Род. В Амстердаме в семье евр. Выходцев из Португалии. Отец вначале предназначал его к религ. Деятельности и отдал в раввинскую школу, где С. Основательно изучил ВЗ и древнюю иудаистскую лит-ру. В 1652 по желанию отца он покинул школу и нек-рое время помогал ему в торговле, параллельно изучая лат. Язык и философию (в частн., труды Р.Декарта)...

Дополнительный поиск Спиноза Спиноза

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Спиноза" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Спиноза, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа