Александр Гэльский

117

(лат. Alexander Halensis, англ. Alexander of Hales) — монах-францисканец (OMin), богослов и философ, Doctor irrefragabilis (Доктор неопровержимый). Род. Ок. 1185, Хейлз (вероятно, совр. Хейлзоуэн в графстве Шропшир, Англия), ум. 21.08.1245, Париж.Ок. 1220 стал магистром богословия. В своих лекциях впервые использовал Сентенции Петра Ломбардского в качестве базового учебного текста. В 1235 стал архидиаконом Ковентри. Ок. 1236 вступил во Францисканский орден, став первым францисканцем — проф. Ун-та и основателем орденской школы (где его учеником был Бонавентура). Будучи сторонником августинизма, обновленного за счет ассимиляции христ. Богословием аристотелевского и арабо-иуд. Наследия, А. Во многом инициировал стиль филос. Мышления, характерный для «высокой» схоластики (особенно для богословов-францисканцев).

С именем А. — помимо Глосс к четырем книгам «Сентенций» Петра Ломбардского, Спорных вопросов, Эксотикона и др. — связана Summa universae theologiae (Сумма всей теологии, 1235–57), одна из первых попыток систематизации катол. Богословия. Хотя позднее это произведение приписывалось непосредственно А., оно было составлено учениками А. На основе его сочинений.Исследуя природу богословия как науки, А. Заключал, что наше знание о Боге исходит как от авторитета Св. Писания, так и от разума, познающего мир. Приводимые им доказательства бытия Бога опирались как на аргументы Августина (само бытие сотворенного мира требует существования Первого Бытия, Высшего Блага, к которому причастны и к которому стремятся конечные вещи), так и на аргументы Аристотеля (необходимость допущения неподвижного Перводвигателя).

При этом в Боге им усматривалось нераздельное единство формальной, производящей и целевой причин мироздания. Примыкая к традиции реализма и экземпляризма, А. Разделял мнение Августина о том, что универсалии — как первообразы (causae exemplares) вещей — предвечно содержатся в Божественном уме. В противоположность Божественной простоте, все сотворенное, характеризуясь композиционным устройством, составлено из того, «чтó есть» (quod est) вещь, т.е. Ее сущности, и бытия, «которым есть» (quo est) вещь (в этом А. Следует Боэцию). Кроме того, А. Придерживался учения о множественности форм в каждой вещи и о семенных причинах (rationes seminales).В сочинениях А. Также впервые был задан общий план схоласт. Изложения обсуждаемой проблемы.

1) постановка вопроса (Quaeritur an…). 2) возражения против предполагаемого ответа (Videtur quod non…). 3) авторитетные суждения в пользу утверждения, являющегося ответом автора на поставленный вопрос (Sed contraѕ). 4) доказательство этого утверждения (Respondeo…). 5) опровержение возражений.Соч. Summa universae theologiae. Libri I–III. Quaracchi, 1924–48. 4 t. Glossa in Quattuor Libros Sententiarum Petri Lombardi. Quaracchi, 1951–54. 4 t. Quaestiones disputatae antequam esset frater. Quaracchi, 1960. 3 t..

Значения в других словарях
Александр VIII

(Alexander), Пьетро Оттобóни (Pietro Ottoboni) — Папа Римский (6.10.1689–1.02.1691), сын канцлера Венецианской республики Марко Оттобони. Род. 22.04.1610, Венеция, ум. В Риме.После окончания юридического ф-та Падуанского ун-та работал в Римской курии. В 1643 Папа Урбан VIII назначил его аудитором высшего церк. Суда Рота Романа, а в 1652 Папа Иннокентий X возвел его в достоинство кардинала. С 1654 по 1656 Пьетро Оттобони — еп. Брешии. Затем Папа Иннокентий XII назначил его секретарем Священной Ка..

Александр Александрийский

(Άλέξανδρος, Alexander), св. — архиепископ, богослов. Ум. 18.04.328.Был избран на Александрийскую кафедру ок. 312. Став свидетелем возникновения арианского спора (арианство), вначале пытался убедить Ария, что его идеи противоречат Преданию. Убедившись в тщетности своих усилий, А. Собрал в 318 местный собор, в котором приняло участие ок. 100 егип. Епископов, осудивших арианское учение и отлучивших от Церкви Ария и его последователей. Ввиду продолжавшегося распространения арианства был созван I Ни..

Александр Константинопольский

(Άλέξανδρος, Alexander), св. — епископ Константинопольский (314–337), убежденный противник арианства. Участвовал в I Никейском соборе. Долгое время считалось, что А. Было адресовано послание Александра Александрийского против ариан. Память А. В Католической Церкви (по Римскому мартирологу) — 28 августа, в Русской Правосл. Церкви — 30 августа.Источн. MartRom, 214. Socrates. Historia ecclesiastica, II, 7. Sozomenus. Historia ecclesiastica, III, 3. AS Aug. 6, 195–198.. ..

Александр Невский

Великий князь, военачальник, святой Русской Правосл. Церкви. Род. 30.05.1219, Переславль Залесский, ум. 14.11.1263, Городец.Сын князя Ярослава Всеволодовича, А. С 1236 княжил в Новгороде. 15.07.1240 разгромил в устье Невы шведский воен. Отряд. За эту победу А. Был прозван «Невским». 5.04.1242 А. Одержал победу над соединенными войсками Ливонского и Тевтонского орденов. В 1249, после смерти отца, А. Получил в Золотой Орде титул вел. Князя Киевского. Вскоре после этого к А. Прибыло посольство от П..

Дополнительный поиск Александр Гэльский Александр Гэльский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Александр Гэльский" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Александр Гэльский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 18 символа