Казань
Город в РФ, осн. В 1177. Нас. 1089,9 тыс. Чел. (1996). Был столицей Казанского ханства, в 1552 завоеван Вел. Княжеством Московским (Иван IV Грозный). С 1708 — губернский город. В 1920–90 — столица Татарской АССР, с 1990 — Республики Татарстан.Первые католики в К. Появились во 2-й пол. XVII в. После русско-польской войны. В осн. Это были поляки, которые создали в К. Национальную общину, насчитывавшую ок. 180 чел. С XVIII в. В К. Также жили католики нем. Происхождения. Сохранилось свидетельство о том, что катол. Священник был в К. С 1824 (ходатайство свящ. Остиана Галимского от 1856). После присоединения к России части терр. Польск. Королевства (1772) число католиков стало быстро расти. После восстания в Польше 1830–31 резко увеличилось число ссыльных католиков (в 1833 — ок.
400 чел.). В 1833 имп. Николай I предписал учредить при штабах округов Внутр. Стражи должности римско-катол. Капелланов. В воинских частях 4-го округа, охватывавшего Казанскую, Вятскую, Нижегородскую, Пермскую и Симбирскую губернии, было ок. 2 тыс. Военнослужащих-католиков. Катол. Храм в К. Считался воен. Объектом. Первым воен. Капелланом 4-го округа стал в 1835 свящ.-францисканец (OFMObs) Виктор Усаковский. В губерниях округа проживало ок. 2 тыс. Гражданских ссыльных католиков. В Симбирске, Шадрине, Соликамске, Вятке, с. Оса Пермской губ., с. Слободское Вятской губ. Открывались часовни и совершались богослужения. Катол. Священники, служившие в этих населенных пунктах, были приписаны к казанскому приходу, и воен. Капеллан О. Галимский совершал регулярные визитации.
В самой К., согласно переписи 1855, было ок. 550 католиков мужского пола (без учета детей), в т.ч. 6 генералов, 140 офицеров и чиновников, 350 солдат. В числе католиков, проживавших в то время в К., был О.М. Ковалевский (1801–78), автор монгольско-русско-франц. Словаря, член-корреспондент петерб. Академии наук, в 1855–60 бывший ректором Казанского университета.1.11.1858 в К. Был освящен катол. Храм во имя Воздвижения Креста Господня, постройка которого началась в 1856. В 1859 из Рима по благословению Папы Пия IX туда был прислан ковчег с частицей Креста Господня. Участок для римско-катол. Кладбища был отведен на Арском поле указом Дух. Консистории в 1858 (до того католиков хоронили на лютеранском кладбище). В 1885 у юж.
Ограды кладбища для отпевания покойных была выстроена часовня Страстей Господних.С 1864 4-й округ Внутр. Стражи был преобразован в Казанский воен. Округ. Его новый капеллан, свящ. Иоанн Пукень в 1864 был назначен также и настоятелем Казанского катол. Прихода, который с 1865 вошел в состав Могилёвской епархии. До 1884 к Казанскому приходу относились Казанская, Вятская, Нижегородская, Пермская и Симбирская губ., а также военнослужащие-католики, находившиеся на терр. Саратовской губ. В 1873 в приходе числилось более 20 тыс. Прихожан.С 1884 в Казанский приход входило только гражданское население К. И Казанской губ. (в т.ч. Ссыльные), а настоятели его совмещали руководство приходом с должностью капеллана Казанского воен. Округа, прихожанами которого были военные-католики вышеперечисленных губ.
Должность воен. Капеллана была упразднена с 1897. В 1897 в Казанской губ. Проживало более 2 тыс. Католиков (без учета детей), в т.ч. Ок. 1760 чел. — в самой К. (1,2% нас.). В этом году в К. Было основано катол. Об-во пособия бедным, при котором в 1903 был открыт детский приют, действовавший до 1910. Приходскую 4-летнюю школу открыли в 1907. Здание для нее было построено по проекту арх. Л.К. Хрщоновича.С началом Первой мировой войны число католиков в Казанской губ. Стало расти. В Казанском гарнизоне было ок. 6 тыс. Католиков. В 1914 в Казанской губ. Были поселены более 1000 интернированных герм. И австр. Католиков. Летом 1915 в К. Было ок. 12 тыс. Военнопленных катол. Вероисповедания.После Октябрьской революции 1917 здание и имущество катол. Храма в К.
Были национализированы, но отданы в пользование верующим. Катол. Община К. Была зарегистрирована органами сов. Власти, и в храме продолжались службы. Последний настоятель прихода свящ. В. Францкевич покинул К. В сент. 1918 вместе с частями Белой армии, и после 1918 постоянного священника в катол. Приходе К. Не было. В 1925–29 администратором прихода был свящ. А. Дземешкевич (1891–1937). В 1922 были конфискованы церк. Ценности, в 1927 здание храма отобрано у катол. Общины К. Большим разрушениям подверглось катол. Кладбище.Казанский катол. Приход Воздвижения Креста Господня был возрожден 7.08.1995 декретом архиеп. Тадеуша Кондрусевича, служение в приходе поручено священникам из монаш. Ин-та Воплощенного Слова. В авг. 1995 член этой конгр. Свящ.
Хуан Карлос Сакк был назначен первым настоятелем возрожденного прихода. С марта 1996 в приходе работают монахини Ин-та служительниц Господа и Пресв. Богородицы. В дек. 1996 городские власти вернули приходу здание катол. Часовни на Арском кладбище К., и после реставрации она была освящена в сент. 1998 еп. Клеменсом Пиккелем. С сент. 1997 настоятелем Казанского катол. Прихода является свящ. Диогенес Уркиза.В наст. Время Казанский катол. Приход относится к епархии Св. Климента и насчитывает ок. 300 чел. В катол. Общине К. Проводится катехизация детей, молодежи и взрослых, занятия хора, уроки иностр. Яз., устраиваются театральные представления. Действуют благотворительный фонд «Каритас» и движение «Легион Марии», работает приходская библиотека.
Для прихожан периодически проводятся духовные упражнения. Городские власти отвели место для строительства нового катол. Храма.Лит-ра. Липаков Е.В., Нугманова Г.Г. История католического прихода в Казани. Казань, 1997. Новиньский Ф. Казань глазами ссыльных поляков // Сибирь в истории и культуре польского народа. М., 2002, с. 59–74..
Дополнительный поиск Казань
На нашем сайте Вы найдете значение "Казань" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Казань, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа