Дун чжуншу

165

190 или 179, Гуанчуань (совр. Уезд Хэншуй пров. Хэбэй),- 120 или 104 до н.э.Философ и гос. Деятель, "Конфуций эпохи Хань" (206 до н.э.- 220 н.э.), придавший конфуцианству характер гос. Идеологии, один из лидеров "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен", см. Цзин сюэ). Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конф. Канонах (см. Ши сань цзин) гос. Экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменац. Системе (кэ цзюй)- важнейшему социально-идеологич. Ин-ту кит. Гос-ва вплоть до нач. 20 в. Преподавал в имп. Высшей школе, был учителем Сыма Цяня (2 - 1 вв. До н.э.). Идейное наследие Д.Ч. Представлено собр. 82 филос. И социально-политич. Эссе, названным составителями "Чунь цю фань лу" ("Обильные росы "Весен и осеней"), а также включенными в посвященную Д.Ч.

Гл. 56 "Хань шу" "Тремя докладами о Небе и человеке" ("Тянь жэнь сань цэ").Д.Ч. Создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в к-рой использовал идеи даосизма и иньян цзя. По Д.Ч., все в мире происходит из "первоначала" ("первопричины" - юань (/)), аналогичного "Великому пределу" (тай цзи),состоит из "пневмы" (ци (J)) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь ян и циркуляциях "взаимопорождающих" и "взаимопреодолевающих" "пяти элементов" (у син (1)). Впервые в кит. Философии двоичная и пятеричная классификац. Схемы - инь ян и у син (1)- были сведены Д.Ч. В единую систему, охватывающую весь универсум. "Пневма" наполняет Небо и Землю как незримая вода, в к-рой человек подобен рыбе.

Он - микрокосм, до мельчайших деталей аналогич. Макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно монетам (см. Мо цзя) Д.Ч. Наделял Небо (тянь) "духом" (шэнь (1)) и "волей" (и (3)), к-рые оно, не говоря и не действуя (у вэй (1), см. Вэй), проявляет через государя, "совершенномудрых" (см. Шэн (1)) и природные знамения.Решая фундаментальную для конфуцианства проблему "индивид, природы" (син (1)) человека, Д.Ч. Выдвинул три новые идеи. 1. Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеч. Природа делится на добротворную (ян (1)) природу и злотворную (инь (1)) чувственность (цин (2), см. Син (1)). 2. "Добро" (шань) как атрибут человеч. "природы" имеет относительный характер. Человеч. "природа" может считаться "доброй" в сравнении с природой птиц и зверей, но не с "природой" "совершенномудрых".

У "совершенномудрых" "природа" иная, чем у "средних" людей, у последних - иная, нежели у "ничтожных". 3. "Добро" потенциально присуще человеч. "природе", к-рая от рождения обладает "добрым началом". "Человеч. Природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне". Признание актуальной нейтральности изнач. Человеч. "природы" сближает Д.Ч. С Конфуцием (6 - 5 вв. До н.э.), оценка ее как потенциально "доброй" - с Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - нач. 3 в. До н.э.), а упор на социализацию как фактор формирования "добра" в человеке - с Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. До н.э.). В последнем пункте Д.Ч. Сомкнулся и со своими политич. Противниками - легистами (см. Легизм), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь ( 1 ) наряду с морально-духовным воздействием фазы ян (1).Д.Ч.

Признавал существование двух видов судьбоносного "предопределения" (мин (1)). Исходящего от природы "великого предопределения" и исходящего от человека (об-ва) "изменяющегося предопределения". Историю Д.Ч. Представлял как циклич. Процесс, состоящий из трех этапов ("династий"), символизируемых цветами - черным, белым, красным и добродетелями - "преданностью" (чжун (2), см. Чжун шу), "почтительностью" (см. Сяо ти), "культурой" (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское "учение о трех эрах", популярное вплоть до Кан Ювэя (19 - нач. 20 в.).Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Д.Ч. Целостная онтолого-космологич. Интерпретация общественно-гос. Устройства, основанного на учении о взаимном "восприятии и реагировании Неба и человека" (тянь жэнь гань ин, см.

Тянь). По Д.Ч., не "Небо следует дао", как у Лао-цзы, а "дао исходит из Неба", являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи - иероглиф ван (1) (государь), состоящий из трех горизонт, черт (символизирующих триаду. Небо - Земля - человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао - гл. Функция государя. Фундамент общественно-гос. Устройства составляют "три устоя" (сань ган, см. Сань ган у чан), производные от неизменного как Небо, дао. "Правитель является устоем для подданного, отец - для сына, муж - для жены". В этом небесном "пути государя" (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян (1), второй - подчиненную силу инь (1).

Подобная конструкция, близкая к тезисам Хань Фэя (3 в. До н.э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политич. Взгляды ханьского и более позднего офиц. Конфуцианства.*Дун-цзы вэнь цзи (Собр. Лит. Творений мудреца Дуна) // Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1937. Лай Яньюань. Чунь цю фань лу цзинь чжу цзинь и ("Чунь цю фань лу" с совр. Коммент. И пер.). Тайбэй, 1986. Д.Ч. (О небе и человеке. О познании). Пер. М.Л. Титаренко // Антология мировой философии. Т. I. Ч. I. M., 1969. Д.Ч. Чунь цю фань лу. Пер. А.С. Мартынова // Древнекит. Философия. Эпоха Хань. М., 1988. Lectures chinoises №1. Peking, 1945. P. 1 - 17. Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)- L., 1965. P. 271 - 88. **БыковФ.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Д.Ч. // Китай, Япония. История и филология.

М., 1961. Шестакова Т.Г. К вопросу о филос. Основе историч. Концепции конфуцианства // Из истории кит. Философии. Становление и осн. Направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978. Чжоу Фучэн. Лунь Д.Ч. Сысян (Об идеях Д.Ч.). Шанхай, 1962. Franke O. Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion. Das Problem des Tsch'un-ts'iu und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'iu fan-lu. Hamb., 1920. Yao Shan-yu. The Cosmological and Anthropological Philosophy of Tung Chung-shu // JNCBRAS. 1948. Vol.73. Pokora T. Notes on New Studies on Tung Chung-shu // Archiv Orientalni. 1965. Vol. 33.А.И. Кобзсв.

Значения в других словарях
Дун Чжуншу

ДУН ЧЖУНШУ - Гуйянь (2 в. До н. Э.), китайский философ, "Конфуций эпохи Хань", придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров т. Н. Школы новых письмен. Был министром. Инициатор введения государственных экзаменов на должности чиновников.. ..

Дун Чжуншу

ДУН ЧЖУНШУ(190 или 179 - 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный деятель, "Конфуций эпохи Хань" (206 до н.э. - 220 н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен"). Родился в Гуанчуани (совр. Уезд Хэншуй провинции Хэбэй). Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах(см. Ши Сань Цзин)государственных экзаменов на чиновничьи должности,..

Дун Чжуншу

Гуйянь (2 в. До н. Э.), китайский философ, "Конфуций эпохи Хань", придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров т. Н. Школы новых письмен. Был министром. Инициатор введения государственных экзаменов на должности чиновников.. ..

Достоинство

См. Моральная сила. ..

Дун - цзин

См. Покой - движение. ..

Дунлиньская школа

Дунлинь сюэпайТечение в неоконфуцианстве кон. 16 - нач. 17 в. Получило назв. По имени частной академии Дунлинь (Дунлинь шуюань - Книжная палата Вост. Леса), созданной в 1604 в вост. Лесном предместье г. Уси (пров. Цзянсу) на месте школы, осн. В нач. 12 в. Ян Ши и закрытой в 13 в. Создатели академии Гу Сяньчэн и его брат Гу Юньчэн разработали в качестве руководства к учению "Положение о Дунлиньском сходе" ("Дунлинь хуэйюэ"), где перечислялись "Правила ученичества в Пещере белого оленя" ("Байлуду..

Дун Чжуншу

(187—120 до н. Э.), древнекит. Гос. Деятель, философ и педагог, ревностный поборник конфуцианства. Представления Д. Ч. О природе человека представляли синтез идей Мэн-цэы, Сюнь-цзы и др.По мнению Д. Ч., умелым воспитанием можно развить у человека нужные качества. Исходя из этих представлений, он создал свою систему воспитания, основанную на создании в стране широко разветвлённой сети просвещения, цель к-рой — воспитывать характер человека, регулировать его чувства и направленность его стремления..

Дополнительный поиск Дун чжуншу Дун чжуншу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дун чжуншу" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дун чжуншу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа