Души небесные и земные

188

Души ХУНЬ ("небесные") и ПО ("земные") - обозначение души, характерное для всех религий Китая. Упоминания о Х.п. В текстах встречаются с сер. 1-го тыс. До н.э. ("Ли цзи", "Цзо чжуань" и др.). Идея множественности душ восходит к архаич. Религ. Верованиям шаманского типа. Каждая из душ рассматривается как своеобразный сгусток положительной (ян (1), см. Инь ян) или отрицательной (инь (1)) "пневмы" (ци (1)). Хунь состоят из ян ци и определяют функции сознания и мышления, по - из инь ци и обусловливают жизнедеятельность. Как правило, в религ. И религиозно-филос. Соч. Признается наличие у человека десяти душ - трех хунь и семи по. Их единство достигается только за счет пребывания в одном теле, после гибели к-рого связи между ними распадаются.

Комплекс душ хунь становится "духом" (шэнь (1)), к-рый растворяется в "небесной пневме" (тянь ци). Комплекс душ по становится демоном (гуй (1)), находящимся вблизи от тела и способным к появлению в виде призрака. Позднее гуй превращается в тень в подземном царстве "желтого источника" (хуан цюань) или гибнет, растворившись в "земной пневме" (ди ци). Представления о Х.п. Во многом обусловили возникновение даос. (см. Даосизм) доктрины физич. Бессмертия (см. Сянь сюэ).**Юй Иниш. Чжунго гудай сыхоу шицзегуань дэ яньбянь (Трансформация представлений о загробном мире в древнем Китае) // Янь юань лунь сюэ цзи. Пекин, 1986. Loewe M. Ways to Paradise. The Chinese Quest for Immortality. L., 1980. Smith O.H. Chinese Concepts of the Soul // Numen.

1958. Vol. 5. №3..

Значения в других словарях
Дхарм "обусловленных" двенадцатичленная формула взаимодействия

Кит. Эквивалент санскр. Термина "двадашанга пратитьясамутпада", двенадцатичленной формулы взаимодействия "обусловленных" дхарм (фа (1), п. 2) применительно к описанию жизни сознательного существа. Члены формулы связаны между собой отношениями последовательности, но не логич. Выведением последующего члена из предыдущего и группируются по отношению к "прошлой", "настоящей" и "следующей" жизни.К "прошлой" жизни относится:1. Этап "омраченнести" - санскр. Авидья, кит. У мин (2), охваченность страстям..

Дхарма

ФА1. "Закон" ("образец", "правило", "метод"). Категория кит. Философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. Нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. - юридич. Закон, противостоящий природной "благодати/добродетели" - дэ ( 1 ) (ср. Дихотомию закона и благодати в христианской традиции), а в социально-правовом аспекте оппозиционный ритуальной "благопристойности" (ли (2)). У Мо Ди (5 в. До н.э.) Ф. Тянь ("небесный образец")- общее правило, к-ро..

Дополнительный поиск Души небесные и земные Души небесные и земные

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Души небесные и земные" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Души небесные и земные, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 22 символа