Дэн си-цзы

227

Филос. Трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. Древнекит. "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю - "диалектику" (бянь (1)) и гос. Деятелю Дэн Си (6 в. До н.э.). "Д.С.-ц." мог быть создан в 6 - 3 вв. До н.э., определенно существовал на р-же н.э.- зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиография, разд. "Хань шу", но, по мнению нек-рых специалистов, его совр. Текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину.В основе афористичного и парадоксального "Д.С.-ц."- синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматич. Приемы ("искусство высказываний" - янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. Дихотомич. Альтернативах - лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о гос.

Власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа (1)) правильного соответствия между "именами" и "реалиями" (см. Мин (2)). С помощью даос, антиномики взаимопорождения противоположностей (см. "Дао дэ цзин") в "Д.С.-ц." доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)). Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу (2))- "видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", - к-рыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не м.б. "великодушен" (хоу) к людям.

Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи (4)) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй (2)) и "просветленным" (мин (3)) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".*"Д.С.-ц." // СББЯ. Цзы. П. 142. Т. 1385. Шанхай, 1936. **Ван Цисян. Чжоу Цинь мин цзя сань цзы цзяо цюань (Отредактированные и прокомментированные произв. Трех мудрецов эпохи Чжоу - Цинь). Пекин, 1957. Forke A. The Chinese Sophiss // JNCBRAS. 1901- 2. Vol.34. №1. Wilhelm H. Schriften und Fragmente zur Entwicklung der Staatsrechtlichen Theorie in der Chouzeit // Monumenta Serica. 1947. Vol. 12.A.M. КобзевЕ.

Значения в других словарях
Дэн Си-цзы

Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю-"диалектику" (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. До н.э.). Дэн Си-цзы мог быть создан в 6-3 вв. До н.э., определенно существовал на рубеже н.э. - зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиографическом разделе Хань шу, но, по мнению некоторых специалистов, его современный текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) ..

Е ши

Е Чжэнцзэ, прозв. Шуйсинь.1150, Юнцзя окр. Вэньчжоу (на территории совр. Лров. Чжэцзян),- 1223.Мыслитель-неоконфуцианец, политич. Деятель, литератор, представитель Юнцзя школы. Имел высшую ученую степень цзиньши. Занимал высокие гос. Посты, удостоен особых отличий за заслуги в военных кампаниях против чжурчжэньского гос-ва Цзинь. Попав в опалу, посвятил себя преподаванию и ученым занятиям. Осн. Соч.- "Си сюэ цзи янь" ("Записки и высказывания по поводу учения"), "Шуйсинь сянь-шэн вэнь цзи" ("Соб..

Единение великое

См. Равенство великое. ..

Дополнительный поиск Дэн си-цзы Дэн си-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дэн си-цзы" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дэн си-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа