Коан

202

ГУНЪАНЬ (япон. Коан)Букв, "публичный отчет", "обществ, акт".Один из осн. Методов практики психотренинга и психич. Саморегуляции в буд. Чань школе, парадоксальная задача, не имеющая рационального решения на уровне дискурсивно-логич. Мышления. Представлены в виде текстов энигматич. Характера, содержащихвысказывания, вопросы, диалоги или относительно развернутое описание ситуации общения наставника с учеником. Предлагаются адептам в качестве объекта для размышления и созерцания (медитации), с тем чтобы вызвать у них интуитивное "просветление" или "озарение" при попытках постичь скрытый смысл этих текстов. Чаще всего имеют форму парадоксального вопроса. "Как звучит хлопок одной ладони?". "Все вещи возвращаются к Единому, к чему тогда возвращается Единое?".

"Каким был твой лик первозданный, когда родители еще не произвели тебя на свет?" и т.д.Г. Возникли как форма фиксации акта "просветления" одного из участников парадоксального диалога (см. Вэнь да), в процессе к-рого адепт, постигая иллюзорность и ограниченность своего индивид. "я", обнаруживал в поставленной перед ним проблеме абс. Начало ("Единое"), пронизывающее все конкр., частное и относительное. Описывая публично зафиксированный прецедент "просветления", Г. Призван помочь будущим поколениям адептов в достижении аналогичного состояния сознания. Вместе с тем каждый адепт должен выразить свое понимание абс. Истины, заложенной в стандартных Г., индивид, образом и в нетривиальной форме. В противном случае Г. Считался нерешенным.

Г. Могут также использоваться как тесты, с помощью к-рых определяются уровень психич. Развития учеников или степень компетентности лиц, претендующих на звание наставника. Наиболее употребительны в Линьцзи школе."Сафонова Е.С. Дзэнский смех как отражение архаич. Земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубеж. Азии. М., 1980. Нестеркин С.П. Нек-рые филос.-психологич. Аспекты чаньских Г. II Филос. Вопросы буддизма. Новосиб., 1984.Абаев Н.В., Нестеркин С.П..

Значения в других словарях
Книга ритуалов

См. Записки о нормах поведения. ..

Книга хань

"ХАНЬ ШУ" "Книга (о дин.) Хань", "История дин. Хань".Др. Назв. - "Цянь Х.ш." ("Книга о Ранней (дин.) Хань", "История Ранней Хань"). Офиц. История дин. Зап. (Ранняя) Хань (206 до н.э. - 8 н.э.). Хронологически продолжает и структурно копирует первое и ставшее на века образцовым произв. Такого рода - "Историч. Записки" ("Я/и цзи") Сыма Цяня (2 - 1 вв. До н.э.). По своему мировоззрению последний склонялся к даосизму. Главный же автор-составитель "Х.ш." - придворный историк Бань Гу (1 в.) - самим на..

Колодезные поля

ЦЗИН ТЯНЬ "Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди).Одна из основополагающих утопич. Концепций социально-экономич. Устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. До н.э.), а термин Ц.т. Впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. До н.э.). Согласно Мэн Кэ, в нач. Эпохи Чжоу (11-3 вв. До н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разд..

Комментарий привязанных слов

СИ ЦЫ ЧЖУАНЬ"Коммент. Привязанных слов". Разд. "Чжоу и" ("Чжоуских перемен"), наиболее философичный из комментариев ("Ши и"- "Десяти крыльев") к канонич. Части этой книги - "И цзину" ("Канону перемен"). Понятие "си цы" ("привязанные слова") подразумевает подписи к графич. Элементам - триграммам и гексаграммам (гуа цы, см. Гуа) и отд. Чертам - яо (яо цы). "С.ц.ч." создан предположительно ок. 4 в. До н.э., состоит из двух частей. Содержит пояснения относительно принципов построения структур "И цзи..

Коан

..

Дополнительный поиск Коан Коан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коан" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа