Конфуцианство

187

(Confucianism)Кит. Жу (цзя/цзяо) - "(учение) школы ученых-интеллектуалов".Древнейшая филос. Система и одно из трех главных этико-религ. Учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. До н.э. В ориг. Наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. Учение Конфуций подчеркнуто идентифицировал с мудростью "святых совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полумифич. Древности, выраженной гл. Образом в историко-дидак-тич. И художеств, произведениях, древнейшие и авторитетнейшие из к-рых - восходящие к концу 2-го - первой половине 1-го тыс.

До н.э. Каноны "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта изначальная ориентация сделала опирающуюся на историч. Прецедент нормативность и сообразуемую с канонами беллетризированность фундаментальными характеристиками всего К. Хранителями древней мудрости во времена Конфуция (эпоха Чжоу, 11-3 вв. До н.э.) были отставленные от кормила власти ученые-интеллектуалы, специализировавшиеся в "культурной" (день) деятельности, т.е. Хранении и воспроизводстве письменных памятников и протонаучных штудиях, гл. Обр. Астрономо-астрологич. (семантика "культуры" -вэнь охватывает и письменность, и астрономо-метеорологич. Явления). Они концентрировались в районе царства Лу, родины Конфуция (совр. Пров. Шаньдун), и, возможно, являлись потомками правящей верхушки гос-ва Шан-Инь, покоренного в 12 - 11 вв.

До н.э. Племенным союзом Чжоу, находившимся на менее высоком уровне культурного развития. Видимо, их социальное падение отразилось в этимологич. Значении термина жу - "слабый". Конфуций счел эту социальную слабость несовместимой с их культурно-интеллектуальной силой и выдвинул идеал гос. Устройства, в к-ром при наличии сакрально вознесенного, но практически почти бездействующего правителя реальная власть принадлежит жу, соединяющим в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. С самого своего рождения К. Отличалось осознанной социально-этич. Направленностью и стремлением к слиянию с гос. Аппаратом.Этому стремлению соответствовало теоретич. Истолкование и гос., и божеств, ("небесной") власти в семейно-родственных категориях.

"гос-во - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа". Гос-во отождествлялось с об-вом, социальные связи - с межличностными, основа к-рых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С т.зр. К. Отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо - отцом. Поэтому "сыновняя почтительность" (сяо (1)) в специально посвященном ей канонич. Трактате "Сяо цзин" была возведена в ранг "корня благодати-добродетели (дэ (1))".Развиваясь в виде своего рода социально-этич. Антропологии, К. Сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и об-ве, способностей к знанию и действию и т.п.

Воздерживаясь от собств. Суждений о сверхъестественном. Конфуций формально одобрил традиц. Веру в безличное, божественно-натуралистичное, "судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение К. Социальных функций религии. Вместе с тем всю относящуюся к сфере Неба (тянь) сакральную и онтолого-космологич. Проблематику Конфуций рассматривал с т.зр. Значимости для человека и об-ва. Фокусом своего учения он сделал анализ взаимодействия "внутр." импульсов человеч. Натуры, в идеале охватываемых понятием "гуманности" (жэнь (2)), и "внеш." социализирующих факторов, в идеале охватываемых понятием этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)). Нормативный тип человека, по Конфуцию - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин (1)) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.

Соблюдение этико-ритуальной нормы ли (2) Конфуций сделал также высшим гносеопраксиологич. Принципом. "Не следует ни смотреть, ни слушать, ни говорить несоответствующее ли (2)". "Расширяя (свои) познания в культуре и стягивая их с помощью ли (2), можно избегнуть нарушений". Как этика, так и гносеопраксиология Конфуция зиждутся на общей идее универсального баланса и взаимосоответствия, в первом случае выливающейся в "золотое правило" морали (шу (3)- "взаимность", см. Чжун шу), во втором - в требование соответствия номинального и реального, слова и дела (чжэн мин - "выправление имен"). Смысл человеч. Существования, по Конфуцию - утверждение в Поднебесной высшей и всеобщей формы социально-этич. Порядка - "Пути" (дао), важнейшие проявления к-рого суть "гуманность", "должная справедливость" (и (1)), "взаимность", "разумность" (чжи (1)), "мужество" (юн (1)), "(уважительная) осторожность" (цзин (4)), "сыновняя почтительность" (сяо |1)), "братская любовь" (ди (3), ти (2)), собственное достоинство, верность (чжун (2), см.

Чжун шу), "милостивость" и др. Конкр. Воплощением дао в каждом отд. Существе и явлении выступает "благодать/добродетель" (дэ (1)). Иерархизированная гармония всех индивидуальных дэ ( 1 ) образует вселенское дао.После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. До н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми. Они развивали и эксплицитные этико-социальные ("Да сюэ", "Сяо цзин", коммент. К "Чунь цю"), и имплицитные онтолого-космологич. ("Чжун юн", "Си цы чжуань") представления Конфуция. Две целостные и противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодокс, и неортодокс, соответственно интерпретации К. В 4 - 3 вв. До н.э. Предложили Мэн-цзы (см.

Мэн Кэ) и Сюнь-цзы (см. Сюнь Куан). Первый из них выдвинул тезис об изнач. "доброте" человеч. Природы (син (1)), к-рой "гуманность", "должная справедливость", "благопристойность" и "разумность" присущи так же, как человеку - четыре конечности. Согласно второму, человеч. Природа изначально зла, т.е. От рождения стремится к выгоде и плотским наслаждениям, поэтому указанные благие качества должны быть привиты ей извне путем постоянного обучения. В соответствии со своим исходным постулатом Мэн-цзы сосредоточился на исследовании морально-психологич., а Сюнь-цзы - социальной и гносеопраксиологич. Стороны человеч. Существования. Это расхождение сказалось и в их взглядах на об-во. Мэн-цзы сформулировал теорию "гуманного управления" (жэнь чжэн), основанную на приоритете народа над духами и правителем, включая право подданных свергать порочного государя.

Сюнь-цзы сравнивал правителя с корнем, а народ - с листьями и считал задачей идеального государя (см. Ван дао) "завоевание" своего народа, сближаясь тем самым с легизмом. Во 2 в. До н.э., в эпоху Хань, К. Обрело статус офиц. Идеологии и, победив гл. Конкурента в области социально-политич. Теории - легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в части, признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли (2)) и административно-юридич. Законов (фа (1)). К. Обрело черты всеобъемлющей системы благодаря усилиям "Конфуция эпохи Хань"-Дун Чжуншу, к-рый, использовав соответствующие концепции даосизма и школы иньян цзя (см. Инь ян, У син (1)), детально разработал онтолого-космологич. Доктрину К. И придал ему нек-рые религ.

Функции (учение о "духе" и "воле Неба"), необходимые для офиц. Идеологии централизованной империи. В целом в эпоху Хань (кон. 3 в. До н.э.- нач. 3 в. Н.э.) было создано "ханьское К.", осн. Достижение к-рого - систематизация идей, рожденных "золотым веком" кит. Философии (5 - 3 вв. До н.э.), и текстолого-комментаторская обработка конфуцианской и конфуцианизированной классики. Реакцией на проникновение в Китай буддизма в первые вв. Н.э. И связанное с этим оживление даосизма стал даосско-конф. Синтез в "учении о сокровенном" (сюанъ сюэ). Постепенное нарастание как идейного, так и социального влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа К. Провозвестниками этого движения, вылившегося в создание неоконфуцианства, явились Ван Тун (кон.

6 - нач. 7 в.), Хань Юй и Ли ао (8- 9 вв.). Возникшее в 11 в. Неоконфуцианство поставило перед собой две главные и взаимосвязанные задачи. Восстановление аутентичного К. И решение с его помощью на основе усовершенствованной нумерологич. Методологии (см. Сян шу чжи сюэ) комплекса новых проблем, выдвинутых буддизмом и даосизмом. В предельно компактной форме эти задачи первым решил Чжоу Дуньи (11 в.), идеи к-рого через столетие получили всесторонне развернутую интерпретацию в творчестве Чжу Си. Его учение, поначалу считавшееся неортодокс, и даже подвергшееся запрету, в 14 в. Получило офиц. Признание и стало основой понимания конф. Классики в системе гос. Экзаменов вплоть до нач. 20 в. Чжусианская трактовка К. Доминировала в сопредельных Китаю странах - Корее, Японии, Вьетнаме.

Основную конкуренцию чжусианству в пер. Правления дин. Мин (14 - 17 вв.) составила Лу (Цзюаня)- Ван (Янмина) школа, идейно господствовавшая в Китае в 16 - 17 вв. И также получившая распространение в сопредельных странах. В борьбе этих школ на новом теоретич. Уровне возродилась исходная для К. Оппозиция экстернализма (Сюнь-цзы - Чжу Си, лишь формально канонизировавший Мэн-цзы) и интернализма (Мэн-цзы - Ван Янмин), в неоконфуцианстве оформившаяся в противоположные ориентации на объект или субъект, внеш. Мир или внутр. Природу человека как источник постижения "принципов" (ли (1)) всего сущего, в т.ч. И моральных норм. В 17 - 19 вв. Оба ведущих учения - Чжу Си и Ван Янмина подверглись критике со стороны эмпирич. Направления (пу сюэ - "учение о естестве", или "конкр.

Философия") во главе с Дай Чжэнем. Оно сконцентрировалось на опытном исследовании природы и научно-критич. Изучении конф. Классики, взяв себе за образец текстологию ханьского К. С конца 19 в. Развитие К. В Китае так или иначе связано с попытками ассимиляции зап. Идей (см. Кан Ювэй) и возвращением от абстрактных проблем сунскоминского неоконфуцианства и цинско-ханьской текстологии к конкр. Этико-социальной тематике первоначального К. В сер. 20 в. В учениях Фэн Юланя и Сюн Шили конф. Оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретич. Уровне, сочетающем неоконф. И отчасти буд. Категории со знанием европ. И инд. Философии. Совр. Неоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и др.) в этич. Универсализме К., трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего "моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание филос.

И религ. Мысли. В Китае К. Было офиц. Идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре.А. И. Кобзев.

Значения в других словарях
Конфуцианство

этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы К. Были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием (См. Конфуций) и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения К., выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывал..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до ..

Конфуцианство

КОНФУЦИАНСТВО, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть> правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До нашей эры и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуциа..

Конфуцианство

Кит. Жу [[цзя/цзяо]] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6-5вв. До н.э. В оригинальном наименовании конфуцианства (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-философское учение Конфуц..

Конфуцианство

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Конфуцианство

Этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. До н. Э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. До н. Э. И до Синьхайской рево..

Конфуцианство

Ср.Система нравственно-философских взглядов, разработанная в V в. До н.э. Китайским мыслителем Конфуцием.. ..

Конфуцианство

КОНФУЦИА́НСТВО -а. М. Философское учение, разработанное древнекитайским мыслителем Конфуцием и утверждающее незыблемость мировых и социальных порядков, а также необходимость нравственного самоусовершенствования.. ..

Конфуцианство

Конфуцианства, мн. Нет, ср. (книжн.). Система нравственно-философских взглядов и традиций, основанная на учении китайского мыслителя Конфуция (5 - 6 вв. До хр. Э.).. ..

Конфуцианство

— этико-политическое и религиозное движение в Китае. Основы заложены в VI в. До н. Э. Конфуцием. Объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а социальное расслоение людей — всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства К. Ставило нравственное самоусовершенство, соблюдение норм этикета. Со II в. До н. Э. И до Синьхайской революции 1911 — 1913 гг. Являлось официальной государственной идеологией. К. Отличается от многих религий отсутствием жречества, мистических элеме..

Конфуцианство

Этико-политич. Учение, основы к-рого были впервые изложены древнекит. Мыслителем Конфуцием и развиты затем его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. Возникновение К. Относится к 6 в. До н. Э. К. Уже на ранней стадии своего развития отражало интересы господств, класса и служило цели укрепления сложившегося в то время социального строя. Оно стояло на защите интересов древнекит. Гос. Системы, призывало к установлению строгого порядка в отношениях между людьми. Между государем и подданным, между о..

Колодезные поля

ЦЗИН ТЯНЬ "Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди).Одна из основополагающих утопич. Концепций социально-экономич. Устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. До н.э.), а термин Ц.т. Впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. До н.э.). Согласно Мэн Кэ, в нач. Эпохи Чжоу (11-3 вв. До н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разд..

Комментарий привязанных слов

СИ ЦЫ ЧЖУАНЬ"Коммент. Привязанных слов". Разд. "Чжоу и" ("Чжоуских перемен"), наиболее философичный из комментариев ("Ши и"- "Десяти крыльев") к канонич. Части этой книги - "И цзину" ("Канону перемен"). Понятие "си цы" ("привязанные слова") подразумевает подписи к графич. Элементам - триграммам и гексаграммам (гуа цы, см. Гуа) и отд. Чертам - яо (яо цы). "С.ц.ч." создан предположительно ок. 4 в. До н.э., состоит из двух частей. Содержит пояснения относительно принципов построения структур "И цзи..

Конфуций

Латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. (552)551, Цзоу в царстве Лу (совр. Г. Цюйфу пров. Шаньдун),- 479 до н.э., там же.Первый кит. Философ, личность к-рого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Отцом К. Был луский аристократ Шулянхэ, известный своим ратным мужеством и физич. Силой. Его брак с юной Янь Чжи современники нарекли "союзом, не соответствующим правилам", ибо мужчине старше 63 лет не..

Кумараджива

Кит. Цзю-молошэнь, Лошэнь, Шэнь, прозе. Туншоу. 344 (или 350), гос-во Гуйсы (совр. Куча Синьцзян-Уйгурского авт. Р-на), - 413 (или 409).Буд. Монах, один из четырех крупнейших переводчиков буд. Лит-ры на кит. Яз. Наряду с Ань Шигао, Чжэньди и Сю-аньцзаном. По преданию, сын индийца и дочери царя гос-ва Гуйсы. На родине в юности изучал классику хинаяны (см. Буддизм), впоследствии посвятил себя изучению текстов махаяны. В 401 прибыл в Чанъань, столицу гос-ва Поздняя Цинь, где провел последние годы ..

Конфуцианство

(кит. Жу цзя, жу цзяо - школа ученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов) - кит. Классическая философия. К, возникло в 6 в. До н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и пришедшим из Индии буддизмом получило статус одного из трех главных философско-религиозных течений (сань цзяо - три учения, три религии). Основатель - Конфуции, первым из др.-кит. Мыслителей определивший свое творчество под именем философии и назвавший с..

Конфуцианство

Конфуцианство (жу цзя - школа великих книжников) - так же, как и даосизм, зародилось в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы (Конфуцием). Предшественни. ..

Дополнительный поиск Конфуцианство Конфуцианство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуцианство" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа