Ли гоу

171

Ли Тайбо. 1009, Наньчэн уезда Наньцзян обл. Цзяньчан (юг совр. Пров. Цзянси), - 1059.Философ, политич. Мыслитель. Родился в бедной неродовитой семье (называл себя "простолюдином из Наньчэна"). Потерпев неудачу на столичных (г. Кайфын) экзаменах на высшую ученую степень цзиньши, основал академию на родине, в окр. Ганьцзян, добился известности как эрудит и талантливый педагог. По рекомендации Фань Чжунъяня получил в 1049 преподавательскую должность при дворе, в конце жизни занимал высокий пост в столичной Высшей школе (Тайсюэ). Осн. Соч. - "Фу го цэ, цян бин цэ, ань мин цэ" ("План обогащения гос-ва, план усиления армии, план успокоения народа"), "Цинли минь янь" ("Высказывания (представителя) народа в пер. Цинли"), "Тань дин и ту сюй лунь" ("Сокращенное введение в план "(Чжоуских) перемен") и др.

Сведены в сб. "Чжи цзян Ли сяньшэн вэнь цзи" ("Собр. Непосредственных поучений учителя Ли", др. Назв. - "Ганьцзян цзи", "Собр. (произв. Учителя из) Ганьцзяна").В обл. Натурфилософии исходил из учения о мировой материалообразующей "пневме" (ци (1)) как едином субстанциальном начале. Рассматривал универсум как результат соединения двух полярных ипостасей этой субстанции - "пневм" инь ян. Вследствие такого соединения возникают "образы", "символы" (сян (1), см. Сян шу сюэ), а за ними появляются "(телесные) формы" (сил (2)), в к-рые облечено все упорядоченно взаимодействующее множество вещей ("Шань дин и ту...", гл. "Лунь и" - "О Едином"). Выдвинул положение о "власти/праве" (цюань) как некоей противоположности "(пяти) постоянствам" ((у) чан, см.

Сань ган у чан)- этич. Нормам, являющимся "напоминанием" о дао в человеч. Жизни, и "постоянству" дао вообще, т.к. Дао не пользуется "властью/правом". Вместе с тем "власть/право" и "постоянства" не исключают друг друга, ибо реакция "власти/силы" (ши (5)), пользующейся "властью/правом", на изменения ситуации в свою очередь исходит из указанных "постоянств" ("И лунь ди ба" - "Восьмой тезис по поводу перемен"). В сфере учения о познании Л.Г. Подчеркивал значение упорядоченного чувственного восприятия для формирования интеллекта и образа мыслей. Отсюда его педагогич. Идеи, акцентирующие роль обучения как исключительного средства формирования всех человеч. Достоинств.В политич. Учении Л.Г. Выражены осн. Черты средневек. Конф.

Системы представлений о единстве всех управленческих функций гос-ва в его упорядочивающем воздействии на об-во (см. Цзин цзи). В основе этой системы лежала древнекит. Доктрина мироустроительных функций правителя, проявления активности к-рого исходят от Неба (тянъ). Вместе с тем у Л.Г. Заметна тенденция к снижению уровня конф. Авторитаризма. Небо в его построениях присутствует лишь как указание на высшую санкцию деяний императора, а высказывания древних "совершенномудрых" (шэн (1)) объявляются хотя и важным, но далеко не решающим фактором принятия управленческого решения. Критерием оценки предложений советников, программ, методов и их результата у Л.Г. Выступали понятия "счастье гос-ва", "благо правителя", интересы казны.

Личность советника растворялась в созидательном творчестве на благо гос-ва. Считая земледелие основой материального благополучия гос-ва, Л.Г. Объявлял землю "основой", "стволом" (бэнь), а обработку ее - "ветвями" (мо), чем-то второстепенным, ибо частное землевладение является важнейшим фактором заинтересованности земледельца в своем труде.Идеальной формой соединения земли и рабочих рук он считал якобы существовавшую в древности систему "колодезных полей" (цзин тянь). Особенность трактовки Л.Г. Этой утопии состояла в том, что гл. Достоинством системы цзин тянь он считал не столько обеспечение благополучия земледельцев, сколько гарантию полного использования земельных фондов и обогащение т.о. Казны. Земледельцам (нун), заслуживающим заботы гос-ва, Л.Г.

Противопоставлял торговцев и ремесленников (шан), активность к-рых для блага гос-ва требует ограничений и жесткого контроля (ср. Положения легизма, в т.ч. Учение "Хань Фэй-цзы"). Еще больший ущерб гос-ву наносят "дармоеды" (жун чжэ)- буд. И даос, монахи, корыстолюбивые чиновники, бродяги, шаманы, гадатели, лекари, бродячие артисты. Поэтому Л.Г. Предложил приобщение неземледельческого населения к "осн. Занятию" - проект "подавления второстепенного" (и лю чжи шу). В администр. Порядке "запретить мотовство", что лишит прибылей торговцев и ремесленников, установить норму частного землевладения, запретить пострижение в монахи, провести чистку ад-министр, аппарата, запретить деятельность бродячих артистов, лекарей, магов и т.п., что вынудит "находящихся в безвыходном положении" пойти на держание земли на условиях феодальной ренты.

В то же время следует поощрять освоение целинных и залежных земель, не устанавливая лимиты на них, жалуя инициативных землевладельцев должностями и рангами знатности. Л.Г. Призывал также к жесткому гос. Контролю за финансовой сферой, т.к. "богатство - кормило власти правителя". В фискальных интересах гос-ва следует поощрять торговлю по гос. Лицензиям, систему откупов. "Обогащению гос-ва" как гл. Задаче должно служить и повышение его обороноспособности. Она обеспечивается за счет орг-ции военных поселений как средства охраны социального мира внутри страны и обеспечения безопасности границ. Условием и предпосылкой усиления гос-ва во всех отношениях является "успокоение народа" (ань минь). Оно обеспечивается. 1) "наставлением" ("наставлением улучшать (нравы народа)".

"выбирать наставников (ученых чиновников)". "обретать достойных" - обсуждать и проверять достоинства кандидатов на выдвижение. "наставлять к соблюдению меры в потреблении"). 2) "повелеванием" (соблюдать собств. Законы и указы. Отменить амнистии и право откупа наказаний). 3) "управлением" ("назначать верных сановников". "определять на места хороших чиновников"). 4) "обеспечением" ("делать регулярные накопления". "поощрять землевладельцев") ("Фу то цэ...").Учение Л.Г. Подкрепляло реформаторские устремления определенных слоев правящих кругов империи Сун, стремившихся ограничить влияние высшего чиновничества и бесконтрольное расширение крупного феодального землевладения в ущерб интересам гос-ва, средних и низших слоев бюрократии.

Политико-экономич. Взгляды Л.Г. Получили развитие в учении Ван Аньши.В нач. 20 в. Интерес кит. Интеллигенции к учению Л.Г. Был стимулирован ростом влияния концепций Ху Ши, усмотревшего в построениях Л.Г. Прагматистский настрой и объявившего его крупнейшим кит. Мыслителем сер. 11 в.*Л.Г. Цзи (Собр. Соч. Л.Г.). Пекин, 1981. Лапина З.Г. Учение об управлении гос-вом в средне-век. Китае. М., 1985. Прилож. С. 259 - 307. **Ху Ши. Ши Л.Г. Да сюэшо (Записки об учении Л.Г.) // Ху Ши вэнь цунь (Собр. Соч. Ху Ши). Т. 1. Шанхай, 1921. Т. 2 Шанхай, 1925. Мэй Гочжу. Л.Г. Сысян яньцзю (Исслед. Идей Л.Г.). Пекин, 1984. Морохаси Тэцудзи. Когакусидзё ни окэру судзюн хаку-но токусю тип (Особое положение Ли Тайбо в истории конфуцианства) // Сибун. 1926. №8. Тэ-радзи Дзюн. Ри ко-но кёсисо то соно рэкиситэки иги (Историч.

Значение учения Л.Г. О ритуале) // Сигаку кэнкюдзё. 1973. №118, 119. Тillman Н.С. Utilitarian Confucianism Ch'en Liang's Challenge to Chu Hsi. Cambr. (Mass.)- L., 1982.З.Г. Лапина.

Значения в других словарях
Ли ао

(1). Ли Сичжи. 772, Чэнцзи обл. Лунси (к востоку от совр. Циньаня пров. Ганьсу) или обл. Чжао,- 841.Философ, литератор. Имел высшую ученую степень цзиньши, был чл. ("д-ром"- боши) импер. Гос. Академии (Гоцзы), дослужился до поста правителя области. Испытал сильное влияние буддизма. Осн. Соч.- "Фу син шу" ("Кн. О возрождении (индивид.) природы"), "Ли Вэнь-гун цзи" (Собр. Произв. Ли - князя Культуры). Стремился к синтезу конф. И буд. Концепций на основе идей "Чжун юна". Пытался применять буд. Пон..

Ли тун

Ли Юаньчжун, Янь-пин.1093, Цзяньфу, округ Наньцзяньчжоу (ныне Нанкин пров. Фуцзянь).Философ, последователь Чэн И (учился у одного из учеников этого мыслителя). К ученикам Л.Т. Причислял себя Чжу Си. Л.Т. Не смог пробиться на гос. Службу, но получил известность как ученый и педагог. Высказывания Л.Т. Были сведены Чжу Си в сб. "Яньпин да вэнь" ("Ответы Яньпина на вопросы"). Считал признание выдвинутого Чэн И положения о "делении единства принципа (ли (1)) на особенное" (ли и фэнь шу) критерием ра..

Дополнительный поиск Ли гоу Ли гоу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ли гоу" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ли гоу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа