Нрав

176

ЦИ (1). "Пневма" ("эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя")Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий кит. Философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетич. Субстанции. Этимологич. Значение - "пар над варящимся (жертвенным) рисом". Стандартную терминологии, оппозицию Ц. Составляет ли (1) ("принцип"). Предельно общее понятие Ц. Конкретизируется на трех главных смысловых уровнях. Космологии, антропологии и психологии. В первом случае Ц.- универсальная субстанция Вселенной. Во втором - связанный с кровообращением наполнитель человеч. Тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европ.

Философии), способный утончаться до состояний "семенной души" (цзин (3)) и "духа" (шэнь (1)). В третьем - проявление психии. Центра, "сердца" (синь (1)), управляемое волей (чжи (3)) и управляющее чувствами (цин (2)). Общепризнанным в кит. Философии было представление о Ц. Как бескачественном первовеществе, из к-рого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хунь дунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тай чу) или "Великой пустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества - инь ян и "пять элементов" (у син (1)).Филос. Категорией термин Ц. Стал в 4 в. До н.э. В таких классич. Памятниках, как "Гуань-цзы", "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы" и др.

Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание Ц. В "Го юй" (5 в. До н.э.), где оно отнесено к 8 в. До н.э. Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия Ц. Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, "пронизывающим тьму вещей", Ц. Предстает в "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.). Положение о преобразовании Ц. В конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в кит. Классич. Философии, впервые прозвучало в "Чжуан-цзы", где указ, процессы применительно к Ц. Осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания "пневменных" субстанций с психоэмоциональной сферой. В "Цзо чжуани" (4 в. До н.э.) человеч. Эмоции и "вкусы" (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а "воля" - воплощением Ц.

Духовная сущность "пневмы" - Ц. Обозначена в "Гуань-цзы" термином "лин Ц." - "одухотворенная пневма", "подвижная пневма". Она присутствует в "сердце" - сознании и психике человека (ср. Наименование "сердца" в "Чжуан-цзы". "вместилище духовности", или "души" - лин фу), способна спонтанно "приходить и уходить", ей присуща иррациональная атрибутика дао - такая "малость", что она не имеет ничего "внутри (себя)" и одновременно такая "огромность", что "ниито (не остается) вне (ее)" (гл. "Нэй е"- "Внутр. Работа").В "Си цы чжуани" (4 в. До н.э.) Ц. Соединено с понятием "цзин (3)" ("семя", "семенная душа"), выражающем в "Дао дэ цзине" порождающую потенцию дао. "осемененная (утонченная) пневма (цзин Ц.) образует вещи" благодаря тому, что "мужское и женское (напала) связывают семя".Содержащиеся в "Си цы чжуани" высказывания о цзин (3) как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из "Гуань-цзы", где цзин Ц.

Фактически отождествляется с "духом" (шэнь (1)) как психич. Началом. В "Мэн-цзы" представлено положение о единении телесного и духовного ("мысленного" - и (3)) Ц. В "сосредоточенности на долге (и (1))", рассматривавшейся как выражение безбрежности мировой "пневмы".В "Хэ Гуань-цзы" (4 в. До н.э.?) или Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) введено понятие "изнач. Пневма" (юань Ц.), из к-рой "образуются Небо и Земля". Дун Чжуншу отождествил "изнач. Пневму" с качествами, полученными человеком от родителей и с общемировой субстанцией. В "Хуайнань-цзы" (2 в. До н.э.) Ц. Рассматривается в космологич. И антропологич. Плане как одно из порождающих начал наряду с "духом" и "семенем" и одновременно объединяющее их - "то, что наполняет все сущее".Ван Чун (1 в.) интерпретировал воплощенное в Ц.

Духовное начало - шэнь Ц. Как "утончение" цзин Ц., а сгущение и разрежение "пневмы" сравнил с образованием льда и его таянием. Человек порождается "духовной пневмой" (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие "шэнь Ц." у Ван Чуна может быть истолковано как синоним "изнач. Пневмы", в к-рой "отсутствует разделение (на мутное и чистое)". Ван Су (3 в.) отождествил "изнач. Пневму" с "Великим единым" (тай и)- состоянием, предшествующим космогенезу в космологич. Схеме "Ле-цзы" (4 в. До н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.)- с "Великим началом" (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай (11 в.) связал Ц. С понятиями "у цзи" ("Беспредельное", см. Тай цзи) и "Великая пустота" (тай сюй), акцентировав неуничтожимость "пневмы", сгущение и разрежение к-рой реализуется в мировых трансформациях (бянь хуа), образующих преходящие "формы" (сын (1)) и "образы" (сян (1)).Особое значение термин Ц.

Приобрел в неоконфуцианстве, гл. Проблемой к-рого стало выяснение соотношения двух начал. Материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного Ц. Со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным "принципом" (ли (1)). Чэн И (Ив.) в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения Ц. С разрушением "принципов". Чжу Си (12 в.) отстаивал вечность существования "принципов", с к-рыми неразрывно связано Ц.Ван Янмин (15-16 вв.) трактовал ли |1) и Ц. Как нерасчленимое единство, а Ц., "дух" и "семя" как "одну вещь". "распространяющаяся активность - это пневма, сгущенное скопление - это семя, а чудесное (утонченное) применение - это дух". Выражение этого единства Ван Янмин находил в "благосмыслии" (лян чжи)- врожденном "благом" и интуитивном знании.

Ван Чуаныиань (17 в.) усматривал в концентрации и рассеивании Ц. Причины "видимости" или "невидимости" чего-либо, позволяющие говорить о "бытии/наличии", "форме", либо о "небытии/отсутствии", "неоформленности" (см. Ю - у, Син (2)). Янь Фу (19 в.) объяснял зап. Понятие "эфир" (итай) как "имя самого чистого Ц.". Фэн Юлань (20 в.) отождествил Ц. С платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т.е. Коррелятивных "принципов" (ли (1)), или "Беспредельным" (у цзи) "ничто". Совр. Исследователи сближают Ц. С понятием "поле" (Фэн Ци и др.). Традиц. Концепции Ц. В наст, время играют большую роль в теории кит. Медицины.**Лисевич И.С. Лит. Мысль Китая на р-же древности и ср. Веков. М., 1979. С. 32 - 6, 38 - 54 и др. Горохова Г.Э.

Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983. С. 163 - 71 и др. Бу Цзиньчжи. Во го гудай Ц. Дэ цусу вэйучжуи сюэшо цзяньлунь (Обзор древнекит. Наивноматериалистич. Учений о Ц.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзикань (Сб. Исследований по истории кит. Философии). Вып. 2. Шанхай, 1982. С. 108 - 35. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. Философии). Харбин, 1987. С. 7 - 38. Huang Siu-chi. Chang Tsai's Concept of Ch'i // PEW. 1968. Vol. 18. №4. Hatton Л. A Comparison of Ch'i and Prime Matter // Ib. 1982. Vol. 32. №2. Kirn Yung S.K. Some Aspects of the Concept of Ch'i in Chu Hsi // Ib. 1984. Vol. 34. №1.А.И. Кобзев, А.Г. ЮркевичЦИ (2). "Орудие" ("конкр. Явление", "способность")Категория классич.

Кит. Философии. Термин Ц. Первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли (3), в части, культовой утилитарности ("Лунь юй", "Си цы чжуань", "Дао дэ цзин", "Мэн-цзы"). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкр. Способов ее реализации, привело первых кит. Философов к противопоставлению Ц. ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы ("Лунь юй"), так и первозданной простоте (пу) мироздания ("Дао дэ цзин"). Последняя в "Дао дэ цзине" выступает ипостасью дао, к-рое тем самым противопоставляется Ц. В качестве "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у) дао определяет гл.

Функцию Ц. Как сосуда - способность вмещать в себя, т.е. Ц. Представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция дао - Ц. Терминологически была впервые оформлена в "Си цы чжуани". Эволюция Ц. Как фил ос. Понятия проходила в русле развития концепций дао.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Нрав

В понятиях Св. Руси одна половина или одно из двух свойств духа человека (вторая — ум), включающая волю, любовь, милосердие, хотение, страсти. От слова «нрав» происходит слово «нравиться», то есть «соответствовать нраву, духу человека».Народные пословицы. «Что кому нравно, то и любо. Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно. Нравное дело не спор. Нрав на нрав не приходится. Всяк своему нраву работает». Народный идеал состоит в том, чтобы нрав был добрый, а человек — нравственный (См. Нравствен..

Нрав

Не по нраву кому что. Разг. Не нравится кому-л. Что-л. ФСРЯ, 287. СРНГ 35, 107.. ..

Нрав

1. Психический склад, характер. Адский (разг.), ангельский, безропотный, беспокойный, бешеный, благородный, бойкий, буйный, веселый, вздорный, взрывчатый, властный, вспыльчивый, гордый, горячий, двуличный, деспотический, дикий, добродушный, добрый, дурной, женский, жесткий, задиристый, задорный, злой, игривый, изменчивый, импульсивный, ипохондрический, капризный, коварный, кроткий, крутой, легковерный (устар. Поэт.), легкомысленный, лихой (простореч.), лукавый, любезный, милый, миролюбивый, муже..

Нрав

М. Вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем знач.). Ко нраву относятся, как понятию подчинения. Воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму. Разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа. Раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада. Там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно в побудки (инстинкт). И человек ..

Нрав

М.Характер, совокупность психических свойств.. ..

Нрав

-а, м. 1. То же, что характер (в 1 знач.). Добрый к. Крутой н. 2. Мн. Обычай, уклад общественной жизни. Старинные нравы. * По нраву что кому, чаще с отриц. (разг.) — нравится, по душе, по вкусу.. ..

Нрав

Нрава, м. 1. Характер, душевный уклад, совокупность психических свойств. Кроткий нрав. Крутой нрав. Катя. С детских лет поражала всех своей даровитостью, но нрава была непокорного, капризного. Тургенев. 2. Только мн. Обычаи, общераспространенные привычки, уклад общественной жизни. Нравы нашей старины. Пушкин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А. Острвскй. По нраву (разг.) - соответственно вкусу, нравится. Работа пришлась ему по нраву. Он ей не по нраву.. ..

Нрав

Заимств. Из ст.-сл. Яз. См. Норов.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Нрав

Древнерусское – нъравъ.. ..

Нрав

Род. П. -а, народн. Ндрав, индра́в. Заимств. Из цслав. (ср. Ст.-слав. Нравъ) вместо исконнорусск. Но́ров (см.). Др.-русск. Нъравъ (Григ. Наз. ХI в., стихир. ХII в.) получило вторичное ъ в необычном звуковом сочетании нр- в начале слова, и его вовсе не нужно возводить к праслав. *nьravъ и под., вопреки Шахматову (ИОРЯС 8, 2, 321 и сл.). Точно так же объясняется народн. Индра́виться из нра́виться цслав. Происхождения, вместо норови́ться.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Ф..

Нрав

1. Гнев. 2. Настроение или предрасположенность, особенно когда понимается как черта личности, например уравновешенный нрав.. ..

Ноумен - феномен

См. Основа - второстепенное. ..

Нумерология

СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ"Учение о символах и числах", зап. "нумерология".В широком смысле - универсальная теоретич. Система, генетически производная от архаических познавательных, структур, прежде всего мантического классификационизма. Играла в традиц. Китае роль наиболее общей формальной методологии филос. И науч. Знания, выступая в качестве функционального аналога формальной логики, не возникшей там как самостоятельная наука. В узком смысле - одно из концептуальных оформлений указ, системы, созд. В пер...

Дополнительный поиск Нрав Нрав

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нрав" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нрав, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 4 символа