Сферы дхарм

126

ФА ЦЗЕ Санскр. Дхармадхату - "миры (сферы) дхарм".Буд. Термин, ставший базовым доктринальным понятием для ряда направлений кит. Буддизма, прежде всего Тяньтай школы и Хуаянь школы. В раннем буддизме под Ф.ц. Понимался один из видов "объективного" - дхармы (см. Фа (1), п. 2) в качестве объекта восприятия "ума", или "рассудка" (санскр. Манас, кит. Синь (1), см. У юнь). В махаяне термин Ф.ц. Приобрел более широкое значение. 1) совокупность дхарм во всех "мирах" буд. Космологии. 2) космич. "тело Будды" ("тело Закона", фа шэнь) - истинная сущность и субстрат всего универсума. Данные интерпретации сводились к одной в махаянской доктрине тождества сансары (лунъхуэй), т.е. Феноменального мира и истинносущего - нирваны (непань). Все дхармы феноменального мира рассматривались в качестве акцидентальных проявлений нирваны или универсального "тела Будды".

Это значение Ф.ц. Стало осн. Для школ кит. Буддизма.В учении школы Тяньтай под "мирами дхарм" понимаются десять уровней (состояний) живых существ. Шесть миров сансары - ад (ди юй), мир "голодных духов" (э гуй), животных, человека, воинственных демонов-асуров (асюло), богов-дева (тянь жэнь), и четыре мира просветленных существ - последователей хинаяны (шраваков, шэн вэнь, см. Сань чэн), "будд для себя" (пратьекабудды, юань цзюэ фо, см. Сань чэн), бодхисаттв, будд. Мир будд, будучи единственной окончательной реальностью, объемлет остальные миры. В свою очередь все они (включая ад) потенциально содержат в себе мир будд, к-рый и является "миром дхарм" в узком смысле.В учении школы Хуаянь интерпретация термина Ф.ц.

Осн. На образе из "Гандавьюха сутры" (кит. "Ло мо цзин"- "Сутра о схватывании сетью (Индры)"), где "мир будд" уподоблен сети из драгоценных каменьев, каждый из к-рых отражает в себе все прочие и в свою очередь отражается в них. Данный образ интерпретируется Хуаянь как "мир дхарм", в к-ром не только феноменальный мир является проявлением истинносущего, но вообще отсутствует какая-либо граница между ними. Оба мира полностью присутствуют друг в друге, причем каждый их элемент содержит в себе целое, образуя т.о. Универсальное "тело Будды", объединяющее все сущее в "едином сознании" (и синь, см. "Да чэн ци синь лунь"). Данное учение известно как доктрина "беспрепятственного (взаимопроникновения) принципов и вещей/дел" (ли ши у ай, см.

Ли - ши). Хуаяньское учение о Ф.ц. Оказало значит, влияние на философию неоконфуцианства.**Игнатович А.Н. Концепция бытия в школе Тяньтай в интерпретации Нитирэна // Филос. Вопросы буддизма. Новосиб., 1984. Его же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 239. Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park-L., 1971. Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sine-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974. P. 53 - 76.E.A. Торчинов.

Значения в других словарях
Сущность - атрибут

См. Основа - второстепенное. ..

Сущность истинная

См. Реальность истинная. ..

Сы ку цюань шу

См. Полное собрание книг четырех хранилищ. ..

Дополнительный поиск Сферы дхарм Сферы дхарм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сферы дхарм" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сферы дхарм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа