Учитель из соломенной хижины

158

У ЧЭНУ Хуаньцин, прозв. Цаолу сяньшэн ("учитель из Соломенной хижины")1243, Чунжэнь обл. Фуч-жоу (совр. Пров. Цзянси),- 1313.Мыслитель, ученый. Занимал высокие посты в Гос. Академии (Гоцзы) и Ханьлинь академии. Был популярен у современников наравне с Сюй Хэном. Соч. "У цзин цзуань янь" ("Компиляции в "Пяти канонах"), "Цаолу цзинъ юй" ("Лучшие высказывания (учителя из) Соломенной хижины"), "Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. К "Канону дао и дэ") и др. Вошли в сб. "Цаолу У Вэньчжэн-гун цюань цзи" ("Поли. Собр. Соч. У - князя Культурной Правильности из Соломенной хижины). Стремился к примирению двух ставших ведущими неоконф. Доктрин - Чжу Си и Лу Цзююаня (12 в.), предложил эклектич. Версию соотношения категорий ли (1) ("принцип", структурообразующее начало), ци (1) (материалообразующая "пневма") и син (1) ("(индивид.) природа" человека или вещи).

"Принцип" является "сувереном" (чжу цзай), управляющим началом для "двух (видов) пневмы"- инь ян, а также для "пяти добродетелей и пяти страстей" (у дэ у юй, см. Дэ (1)), т.е. Для всего упорядоченного многообразия процессов и функций во Вселенной. В то же время "принцип находится в пневме, изначально не отделим от нее". Считал "(индивид.) природу" имманентной "пневме" и, по учению Чжу Си, тождественной "принципу". Последний по отношению к человеку предстает "(индивид.) природой", заключающейся в "гуманности" (жэнь (2)), "должной справедливости" (и (1)), этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)), "разумности" (чжи (1)) ("Цаолу цзин юй").Считал "сохранение сердца" (цунь синь, см. Синь (1)) и "уяснение принципа" (мин ли), т.е.

Постижение глубин собств. Сознания вплоть до обнаружения в нем единого с мирозданием "принципа", гл. Задачей познания. Полагал "актуализацией разумности" (чжи чжи юн, см. Чжи (1), Ти - юн) "одухотворение (лин) сердца" познающего субъекта, т.е. Выход его сознания за границы логико-дискурсивного мышления в сферу тончайшей духовной субстанции. "Корнем" (глубинной задачей) учебы предлагал считать пробуждение "благодатной (дэ (1)) (индивид.) природы", т.е. Реализацию максимума заложенных в человеке от природы возможностей. Развивал положения Чжу Си о "выверении вещей" (гэ у, см. У (3)), "искренности помыслов" (чэн и, см. Чэн (1)), "сохранении почтительной осторожности (цзин (4))" как гл. Принципе мышления и действия, "сосредоточенности на едином" (чжу и), т.е.

Медитативной концентрации на онтологич. Сути мироздания. В обл. Каноноведения (см. Цзин сюэ) гл. Усилия сосредоточивал на обосновании компилятивного характера конф. Канонов и положения о произвольной перестановке их обработчиками фрагментов текста (в части., на примере "Ли цзи" в версии Дай Шэна, 1 в. До н.э.).*Дао дэ чжэнь цзин чжу (Резюмирующий коммент, на "Истинный канон дао и дэ"). Цз. 1 - 4 // Цзы шу бай цзя (Книги философов ста школ). Т. 101. Учан, 1875. **Кучера С. Проблема преемственности кит. Культурной традиции при дин. Юань // Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972. Forke A. Geschichte der neueren chinesischen Philosophie. Hamb., 1938. S. 290 - 7..

Значения в других словарях
Учение о сокровенном

СЮАНЬ СЮЭ "Учение о сокровенном".Филос. Школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 - 4 вв.). В совр. Синологии С.с. Часто называют "неодасизмом" (neo-taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос, филос. Классике. Вместе с тем С.с. Нельзя рассматривать как простое возрождение раннедаос. Философии, поскольку, с одной стороны, она продолжала развиваться представителями собственно даосизма, а с другой - для мыслителей С.с. Характерны не только даос..

Учение хуан-ди - лао-цзы

ХУАН(-ДИ) - ЛАО(-ЦЗЫ) УЧЕНИЕ Хуан - Лао сюэ пайОдно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. Характера из учения об управлении на основе "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)), представленного в "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.). Оформилось в 3 в. До н.э. В "академии" Цзися. К его представителям в "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.) причисляются Шэнь Дао, Тянь Лянь, Цзе-цзы и Хуань Юань. Происхождение учения Хуан - Лао связано с магами-фанши из царства Ци, а сама доктрина соприкасалась с учени..

Учитель с гор сишань

Цай Цзитун, Сишань сяньшэн ("учитель с гор Сишань")1135, Цзяньян (на территории совр. Пров. Фуцзянь),- 1198Ученый-нумеролог широкого профиля - астроном, географ, геомант, музыковед, фортификатор и т.д., философ Каотинской школы, объединявшей учеников и последователей Чжу Си. Сведения о жизни и творчестве содержатся в сб. Хуан Цзунси "Учения эпох Сун и Юань" ("Сун Юань сюэ ань"). Осн. Соч.- "Люй люй синь шу" ("Новые писания о звукоряде"), "Хуан цзи цзин ши тай сюань цянь сюй чжи яо" ("Сущность с..

Учитель с горы цзишань

ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ Лю Цидун, Лю-цзы, прозв. Няньтай, Цзишань сяныиэн ("учитель с горы Цзишань"). 1578, Шаньинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 1645.Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши. Дослужился до поста начальника контрольного ведомства в Нанкине, ставшем после сдачи Пекина в 1644 и воцарения маньчж. Дин. Цин резиденцией импер. Двора дин. Мин. Учредил высшую школу, студентами к-рой были Хуан Цзунси, Чэнь Цюэ и др. Известные ученые. После падения т.н. Дин. Южная Мин покончил с со..

Дополнительный поиск Учитель из соломенной хижины Учитель из соломенной хижины

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Учитель из соломенной хижины" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Учитель из соломенной хижины, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 28 символа