Цзи кан

134

Си Кан, Цзи Шуе223, Хуэйцзи обл. Цзуцзе (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 262Философ, литератор из гос-ва Вэй, один из т.н. "семи мудрецов из бамбуковой рощи" (см. Жуань Цзи). Дослужился до чина чжунсань дафу (советник ср. Ранга). Отсюда прозе.- Цзи-чжунсань ("советник Цзи"). Казнен за критич. Выступления против правящего клана Сыма. По преданию, в преддверии казни к нему обратились три тыс. Студентов с просьбой разрешить им считать его своим учителем. Соч. Сведены в сб. "Ц.К. Цзи" ("Собр. Произв. Ц.К."). В обл. Натурфилософии придерживался учения об "изнач. Пневме" (юань ци (1), см. Ци (1)) как источнике всего сущего. Люди и "десять тыс. Вещей" возникают в ходе взаимодействия субстантивированных в "пневме" дуальных космич. Сил (см. Инь ян). Выступал против принципа "ценить отсутствие/небытие" (гуй у, см.

Ю - у). Выдвинул тезис. "Сердце (синь (1)-сознание и психику) и звук разумно считать двумя (разными) вещами" ("Шэн у ай лэ лунь"- "О том, что звук не м.б. Грустным и веселым"). Т.к. Один и тот же звук может вызывать разные эмоции и мысли, то между внеш. Средой и внутр. (сознание и психика) средой человека нет непосредств. Связи. Она опосредуется человеч. Индивидуальностью. Верил в духовное бессмертие человеч. Личности (см. Сянь сюэ). Применительно к политико-социальной сфере предложил тезис о "преодолении почитания имен и установлении т.о. Естественности" (юэ мин цзяо эр жэнь цзы жань). Это подразумевало "преодоление" искусств, жесткости системы социальных ролей, закрепляемой в сознании людей посредством воспитания ("почитания", "обучения" - цзяо) в духе конф.

Учения об "исправлении имен" (чжэн мин). "Естественная" устойчивость обществ, отношений, по Ц.К., обеспечивается "почитанием" не этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)) и "имен" (мин (2))- социальных ролей, но естеств. "перемен" (и (4)), а также применением принципа "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)) в управлении. Гл. Условием самосовершенствования считал "питание жизненности" (ян шэн), основанной на "уменьшении эгоистич. (потребностей) и ограничении желаний" (шао сы гуа юй). Своими учителями Ц.К. Называл Лао-цзы и Чжуан Чжоу. Невысоко оценивал конф. "Шесть канонов" ("Лю цзин"), создателями к-рых считал не древних "совершенномудрых" (см. Шэн (1)), а Чжоу-гуна и Конфуция. Ряд соч. Посвятил муз. Теории и практике.*Чжунго чжэсюэ ши цзыляо сюаньцзи (Избр.

Материалы по истории кит. Философии). Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу (Разд. "Эпохи Вэй, Цзинь, Суй, Тан"). Ч. 1. Пекин, 1990. "Семененко И.И. Ц.К. И нек-рые моменты идеология, борьбы в сер. Ш в. Н.э. // Вопросы кит. Филологии. М., 1974. Его же. Ц.К. Ода о лютне // Проблемы вост. Филологии. М., 1979.Ли Си.

Значения в других словарях
Цзи Кан

(второе имя — Шу-е) (223, область Цзяоцзюнь, современная провинция Аньхой, — 262), китайский поэт и философ, музыкант. Отказываясь служить власть имущим, звал людей к «великой чистоте», к опрощению. Был обвинён в заговоре и казнён. Поэзия Ц. К. — художественное выражение даосских «поисков истины» (см. Даосизм). В ней он воплотил свой идеал совершенного человека. В отличие от современников почти не подражал модным тогда песням Юэфу. В своих трактатах смело высказывал взгляды, оппозиционные ортодо..

Цзин вэй

Понятие кит. Философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин (1)) и поперечно-горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. - "каноны и апокрифы" (см. Цзин сюэ)- связано с понятием "письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством к-рого на человеч. Об-во переносится упорядочивающая общекосмич. Структура. "Представление Поднебесной в линиях основы и утки называется вэнь" ("Цзо чжуань", 5 - 2..

Дополнительный поиск Цзи кан Цзи кан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзи кан" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзи кан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 7 символа