Цзы сы - мэн-цзы школа

130

Одна из восьми филос. Школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 - 3 вв. До н.э. Гл. Ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 - 402 до н.э.) и ученик его учеников Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. До н.э.). Осн. Произв., в к-рых изложено их учение, являются трактат "Чжун юн", приписываемый традицией, начиная с "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.), кисти Цзы Сы, и "Мэн-цзы". Гл. Тезис школы - положение о необходимости придерживаться "середины" и терпимости в отношениях между правителями и подданными. Следуя заветам Конфуция о том, что "согласие является наивысшим богатством", Цзы Сы и Мэн-цзы выступали против "крайностей" в политике правителей.

Цзы Сы добивался "согласия в середине", благодаря чему "все вещи в природе найдут свое место и будут пребывать в спокойствии". Обеспечить согласие в об-ве призваны цзюнь цзы - "благородные мужи" посредством "добродетельного правления" Поднебесной, к-рое Мэн-цзы позднее охарактеризовал как "человеколюбивое". В его основе - принципы "справедливости совершенного правителя" (вана, см. Ван дао). Такое правление призвано исключить стремление людей к корысти и причинение зла ближнему. "Правление вана" предполагало строгую, стабильную социальную иерархию, не допускало перехода из одной социальной страты в другую, требовало взаимной терпимости людей и исключало ропот на Небо (см. Тянь) за свою судьбу.Для достижения такого социально-нравств.

Состояния необходимо постоянное персональное самосовершенствование. Его возможность заключена в добрых врожденных началах человека, - все дурные качества порождены обстоятельствами. В душе человека не заложено и крупицы дурного, учил Цзы Сы. В результате самосовершенствования устраняются все внеш. Возбудители дурных наклонностей. В результате человек сосредоточивается на своем внутр. Добродетельном "я", к-рое в этом случае стремится к постижению высшей, "Небесной", нравственности - чэн (1) ("искренности", "истинности"). Это - всеобщий, априорно данный человеку закон, постижение к-рого позволяет воцарить на Земле мир и гармонию. "Чэн (1)-это начало и конец всех вещей", - утверждал Цзы Сы. Чэн (1) не просто начало всего сущего, - оно "предшествует" ему.

Поэтому постижение чэн (1), достижение его "пределов" есть достижение "пределов" "небесного" начала, а также полное раскрытие природы человека, его характера, и природы вещей. Т.о. Реализуется единство человека и тьмы вещей, когда вещи "находятся во мне". Достижение состояния чэн (1), полное раскрытие природы вещей означает и слияние с Небом. Т.о. В учении Цзы Сы - Мэн-цзы получают развитие и обоснование только намеченные у Конфуция тезисы о единстве человека и Неба (см. Тянь).Др. Путем к постижению чэн (1) Ц.С.- М.-ц.ш. Считала познание. Его процесс подразделен на пять этапов. Всестороннее изучение. Выяснение неясного у других (знающих). Тщательное размышление. Определение (суждение). Реализация познанного. Представления о пяти ступенях познания развивали лапидарные указания Конфуция на то, что "учение без размышления бесплодно", а "размышления без учения" бесполезны.

Процесс самосовершенствования Цзы Сы и Мэн-цзы увязали с "велениями Неба" (тянь мин, см. Мин (1)), категориями дэ ( 1 ) и дао. Человек, восходящий по ступеням познания и самосовершенствующийся, тем самым исполняет "веления Неба", проникаясь "добродетелью" -дэ |1) и постигая дао. Прошедшим этот путь будет "легко управлять Поднебесной". И Цзы Сы, и Мэн-цзы основой основ такого правления считали принцип "человеколюбия" (жэнь (2)).Учение Ц.С.- М.-ц.ш. Оказало огромное влияние на дальнейшее развитие конфуцианства. "Чжун юн" и "Мэн-цзы" стали одними из самых почитаемых конфуцианцами классич. Книг, войдя в состав т.н. "Четверокнижия" ("Сы шу").**Ян Юн-го. История кит. Идеологии. М., 1957. С. 173 - 225. Кит. Философия. М., 1988. С. 87 - 99.

См. Также лит-ру к ст. "Чжун юн", "Мэн-цзы".В.Ф. Феоктистов.

Значения в других словарях
Цзунхэн цзя

См. Школа союзов по вертикали и горизонтали. ..

Цзю лю ши цзя

См. Девять течений, десять школ. ..

Дополнительный поиск Цзы сы - мэн-цзы школа Цзы сы - мэн-цзы школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цзы сы - мэн-цзы школа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзы сы - мэн-цзы школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 22 символа