Чэн хао

174

Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сянышн ("учитель из Миндао"). 1032, Лоян (в совр. Пров. Хэнань), - 1085Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства. Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дунъи. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Выступал против реформ Ван Аньши, подвергал критике идеи уравнительного перераспределения земли, ратуя за поддержку зажиточных хозяйств, в к-рых видел гарант устойчивости экономич. И фискальной системы. Осн. Соч. - "Дин син шу" ("Книга об установлении индивид, природы"), "Ши жэнь пянь" ("Главы о познании гуманности") и др. Позднее произв. Ч.Х. И Чэн И были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги") и "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр.

Книг братьев Чэн").Считая ли (1) общим "принципом" природных и социальных процессов, "изменений и превращений" в окружающем мире, Ч.Х. В отличие от Чэн И избегал акцента на первичность ли (1) по отношению к "пневме" (ци (1)). Последнюю Ч.Х. Отождествлял с "оформленным" (ю син, см. Син (2)), т.е. Миром вещей, а "неоформленное" (у син (2)) считал синонимом дао, "не имеющего ни начала, ни конца". Этот тезис ложился в русло отрицания выдвинутой Чжан Цзаем концепции "Великой пустоты" (тай сюй) как единой общемировой "пневмы" и источника многообразия вещей.Нек-рые стороны учения Ч.Х. Позволяют считать его непосредств. Предшественником "учения о сердце" (синь сюэ (1)), основы к-рого заложил Лу Цзююанъ (12 в.). По мнению Ч.Х., "проявления Неба и Земли" суть "проявления всего и меня (в том числе)".

Хотя "принцип Неба, Земли и тьмы вещей подразумевает обязательное наличие внутри себя противоположностей, но "искреннее и почтительное" "сердце" не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь) - высшему природному началу, к-рое одновременно является универсальным "принципом". Поэтому "исчерпание (собств.) сердца" является способом "исчерпания принципа" (цюн ли) и "исчерпывающего (познания своей) природы" (цзинь син), единосущной природе Вселенной. "(Я) сам есть лучшая мера (всего)", ибо при "обращении (к собств.) сердцу" (чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на "внутреннее" и "внешнее".Его фактическое единство и свою "единотелесность" с вещами постигает тот, кто проникнут "гуманностью" (жэнь (2)).

Этот моральный фактор, включающий в себя, по Ч.Х., "долг/справедливость" (и (1J), нормы "благопристойности" (ли (2)), "мудрость" (чжи (1)) и "благонадежность" (синь (2)), приобрел в учении Ч.Х. Онтологич. Характер как условие подлинного "слияния" с окружающим миром. "Познание гуманности" рассматривалось им как первостепенная задача "учебы".*Эр Чэн цзи (Собр. Соч. Братьев Чэн). Пекин, 1981;**Буров В.Г. Мировоззрение кит. Мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю). Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935. Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. (учений) братьев Чэн). Шанхай, 1937. Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Ч.Х., Чэн Или сюэ сысян яньцзю (Исслед. Идеи "учения о принципе" Ч.Х. И Чэн И). Шанхай, 1988. Graham AC.

Two Chinese Philosophers. Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958. См. Также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Чжу Си.А.Г. Юркевич.

Значения в других словарях
Чэн Хао

(1032—1085) китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство). Вместе со своим братом Чэн И разработал одну из фундаментальных идей неоконфуцианства — концепцию «ли». «Ли» — всеобщий закон, единый и многообразный, присущий всем людям, вещам и явлениям и управляющий ими. «ли» — самоочевидно и самостоятельно, оно не может быть ни увеличено — усилено, ни уменьшено — ослаблено. Ч. Х. Большое внимание уделял идее бытия как постоянного процесса рождения и возрождения...

Чэн и

Чэн Чжэншу, Чэн Ичуань, Ичуань сяньшэн ("учитель из Ичу-аня").1033, Лоян (в совр. Пров. Хэнань), - 1107Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства ("учения о принципе" - ли сюэ).Вместе со старшим братом Чэн Хао учился у Чжоу Дуньи. Служил чтецом в придворной административной школе, преподавал. Был противником реформ Ван Аньши. В 1097 сослан, в 1100 реабилитирован, но его произв. Большей частью находились под запретом до 1155. Осн. Соч. - "И чжуань" ("Коммент. К "Канону перемен")..

Чэн сюаньин

Чэн Цзыши. 7 в.Даос, монах, ученый. Уроженец окр. Шаньчжоу (на территории совр. Уезда Шаньсянь пров. Хэнань). Жил отшельником в обл. Дунхай (совр. Пров. Цзянсу). В 631 был приглашен императором Тай-цзуном в столицу, получил почетный титул "зап. Учителя Закона" (си хуа фаши). В 650 - 5 переселился в окр. Юйчжоу (гора Юнь-тайшань на совр. Городской территории Ляньюньган пров. Цзянсу). Осн. Соч. - комментарии на "Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы". "Лао-цзы Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. На "Кан..

Чэн чжунъин

(Cheng Chung-ying). 29.9.1935.Философ, историк философии, представитель "третьего поколения" постконфуцианства. В 1956 окончил Тайваньский нац. Ун-т по лит-ре и философии. Изучал философию и логику в США, в 1958 получил степень магистра искусств (Вашингтонский ун-т), в 1964 - степень д-ра (Гарвард). С 1963 начал преподавать на филос. Ф-те Ун-та Гавайи в Маноа, с 1972 - проф. Основатель и гл. Ред. Ежеквартального издания "Journal of Chinese Philosophy" (Гонолулу), основатель Междунар. Об-ва изуч..

Чэнь вэй

См. Гадательные апокрифы. ..

Дополнительный поиск Чэн хао Чэн хао

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чэн хао" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чэн хао, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 7 символа