Чэнь цюэ

145

Чэнь Даоюн, Чэнь Фэйсюань, Чэнь Цяньчу.1604, Хайнин пров. Чжэцзян, - 1677Мыслитель-неоконфуцианец, ученик Лю Цзунчжоу (учился вместе с Хуан Цзунси). После падения дин. Мин и воцарения маньчж. Дин. Цин жил в уединении, занимаясь лит. Трудом. Подвергал острой критике в равной степени неоконф. "учение о принципе" (ли сюэ) и буддизм. Отрицал трактовку "Да сюэ", предложенную Чжу Си (12 в.), утверждал, что этот памятник не м.б. Созданием мудрецов древности, т.к. Ложна лежащая в его основе идея "познания предельного добра" (чжи чжи юй чжи шань). "Предельное добро" (чжи шань) исторически конкретно и не м.б. Абсолютным. Его границы так же недостижимы, как недосягаемы пределы знания, ибо процесс познания продолжается всю жизнь. Поэтому "совершенный муж" (цзюнь цзы) призван к непрерывному "учению" (сюэ), что подразумевает также непрерывное созидание конф.

Учения, к-рое не м.б. Завершено.Взгляды Ч.Ц. На "природу" (син (1)) человека отличало неприятие неоконф. Противопоставления двух ее модусов. "природы Неба и Земли" (тянь ди чжи син) - "природе сущности пневмы" (ци чжи чжи син), как и противопоставления "небесного принципа" - "человеч. Страстям" (см. Тянь). "Доброта человеч. "природы", по Ч.Ц., зависит от обучения человека в течение жизни, а его "пневма" (ци (1)), "дарования" (цай) и "(индивид.) природа" суть тождественные понятия. "Небесный принцип" - онтологич. Суть структуры мироздания - просматривается в "человеч. Страстях", к-рые м.б. "благими" и в таком случае тождественными "небесному принципу". Говорить о нем применительно к человеку, имея в виду полное "отсутствие страстей", - бессмыслица.

С этих позиций Ч.Ц. Подверг критике тезис Чжоу Дуньи (Ив.) об "отсутствии страстей" и буд. Учение об "умерщвлении страстей". Буд. Доктрину "спасения всего живущего" Ч.Ц. Трактовал как "смерть всего живущего". Осн. Соч. - "Да сюэ бянь" ("Спор о "Великом учении"), "Цзан шу" ("Захороненные книги"), "Чэнь Цяньчу сяньшэн вэнь чао" ("Лит. Записи Чэнь Цяньчу") и др.*Ч.Ц. Цзи (Собр. Соч. Ч.Ц.). Пекин, 1978.Сюй Юаньхэ.

Значения в других словарях
Чэнь фулян

Чэнь Цзюнь-цзюй, прозв. Чжичжай.1137, Жуйань окр. Вэньчжоу, - 1203.Ученый-конфуцианец, один из ведущих мыслителей Юнцзя школы. Учился у Сюэ Цзисюаня, особое внимание уделял изучению историч. Источников. Служил при дворе.Осн. Соч. - "Чунь цю хоу чжуань" ("Поздние комментарии к "Веснам и осеням"), "Чжичжай вэнь цзи" ("Собр. Произв. Чжичжая"), "Чжоу ли чжуань" ("Коммент. К "Чжоуским правилам благопристойности"), "Мао ши цзе гу" ("Разъяснения и толкования к "(Канону) стихов" (в версии) Мао") и др.С..

Чэнь хуань

Чэнь Чжоюнь, прозв. Шофу, Наньюань.1786, окр. Чанчжоу (совр. Уезд Усянь) пров. Цзянсу, - 1863Каноновед (см. Цзин сюэ). Считал своим учителем Дуань Юйцая. В Пекине тесно общался с Ван Няньсунем, Ван Иньчжи, Хао Исином, Ху Пэйхуэем и др. Ведущими каноноведами, пользовался их консультациями.Ему принадлежит самое подробное и глубокое из выполненных в эпоху Цин (1644 - 1911) исследование "Ши цзина" - "Ши Мао-ши чжуань шу" ("Канон стихов" в версии г-на Мао с коммент."), где текст памятника подвергнут..

Шан цзюнь шу

См. Книга правителя области шан. ..

Шан ян

Гунсунь Ян, Вэй Ян.390, царство Вэй, - 338 до н.э.Гос. Деятель и реформатор, правитель обл. Шан царства Цинь. Традиция приписывает ему авторство на один из основополагающих памятников легизма - "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя обл. Шан"). Согласно "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.), в 361 был вынужден бежать в царство Цинь, правитель к-рого Сяо-гун увлекся предложенными им планами реформ, способствовавшими усилению власти монарха. После смерти Сяогуна Ш.Я. Был казнен.Экономич. Программа Ш.Я. Предусма..

Дополнительный поиск Чэнь цюэ Чэнь цюэ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чэнь цюэ" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чэнь цюэ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 8 символа