Шастра о пробуждении веры в махаяну
"Махаяна шраддхотпада шастра" ("Шастра о пробуждении веры в махаяну") - один из гл. Канонич. Текстов кит. Буддизма махаяны.Наряду с осн. Махаянскими сутрами входил в обязательную программу теоретич. Подготовки последователей махаяны в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме независимо от принадлежности к той или иной школе. По традиции автором трактата считается инд. Поэт, драматург и ученый Ашвагхоша (1 - 2 вв.), к-рый почитался как тринадцатый общебуд. Патриарх. Но поскольку "Д. Ч. Ц. С. Л." отражает довольно высокий уровень развития махаянской философии, то он мог быть написан не ранее 5 - 6 вв. Либо тезкой знаменитого ученого-буддиста, либо анонимным автором (авторами). Санскр. Оригинал не сохранился, известны два варианта его пер.
На кит. Яз., выполненные в 550 Парамартхой и ок. 695 - 700 Шикшанандой. Отсутствие санскр. Текста и его тибет. Пер. Делает возможным предположение, что "Д. Ч. Ц. С. Л." создан в Китае. Широкое распространение получил вариант Парамартхи, породивший большое число коммент. Соч. (в наст. Время идентифицировано 173 коммент.). В отличие от мн. Др. Махаянских трактатов, для к-рых характерна парадокс, и энигматич. Форма изложения филос. Понятий, "Д.ч.ц.с.л." дает последовательное, систематич. И детально аргументированное изложение центр, положений буддизма махаяны, интерпретируя такие фундамент, понятия, как татхата (бху-тататхата, кит. Чжэнь жу - "истинная таковость", "истинная реальность"), шуньята (кун - "пустота"), самадхи (саньмэй - "просветление"), трикая (сань шэнь- "три тела (Будды)") и др.
Особенностью "Д.ч.ц.с.л." является стремление свести в целостную доктринальную систему концепции, возникшие и развивавшиеся независимо друг от друга в рамках разных, зачастую противоборствующих направлений махаяны, напр, концепцию шуньяты школы мадхьямиков (см. Саньлунь школа), концепции алайя-виджняны (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", см. Ба ши) и татхагата-гарбхи (жу лай цзан - "лоно татхагаты", т.е. Будды) школы йогачаров. Их синтезу способствовала развиваемая в "Д.ч.ц.с.л." доктрина "единого сознания" (и синь), к-рое отождествляется с татхагата-гарбхой и в то же время с бхутататхатой - "истинной реальностью", характеризуемой одновременно как "истинная пустота" и "истинная непустота". Под "пустотой" татхаты подразумевалось, что "истинная реальность" изначально свободна от всякой "омраченности" (у мин (2)), или "загрязненности" (ань (2)).
Под "непустотой" имелось в виду, что татхата обладает различными позитивными характеристиками и свойствами (вечность, неизменность, чистота, самодостаточность и т.д.). Вместе с тем в "Д.ч.ц.с.л." утверждается, что "единое сознание", представляющее собой изначально чистую, универсальную и всеобщую основу сознания всех живых существ, имеет две ипостаси - абс. И относит., каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает все аспекты бытия и содержит в себе все многообразие "вещей и явлений" (сян у) феноменального мира. Абс. Ипостась "единого сознания" - "чистая" и "неомраченная" сущность сознания всех живых существ - находится в гармонич. Единстве с "истинной реальностью" и адекватно отражает ее. Источник "омрачения" и его "первопричина" усматриваются в татхагата-гарбхе, порождающей как "чистые", так и "омраченные" дхармы.
Динамика процесса "омрачения" сознания и взаимодействия "омраченного" сознания с "неомраченным" объясняется с помощью концепции алайя-виджняны. Абс. И относит. Ипостаси "единого сознания" обусловливают друг друга, непрерывно вступая в противоборство и снова объединяясь т.о., что одновременно представляют собой "единое" и "неединое", содержат в себе как "просветленную", так и "омраченную" сущность. На основе этих концепций в "Д.ч.ц.с.л." разработана универсальная доктрина "просветления", к-рая обосновывает возможность как "постепенного" (цзянь у), так и "внезапного" (дунь у) достижения "просветленного" состояния сознания. Присущий "Д.ч.ц.с.л." универсалистский и синтетич. Подход к интерпретации важнейших махаянских положений оказал влияние на все школы дальневост.
Буддизма поздней махаяны, способствуя преодолению сектантских разногласий относительно ряда понятий и категорий, разработке обобщающих концепций.*Д.ч.ц.с.л. Сянган, 1926. Мотидзуки С. "Дайдзё кисинрон" но кэнкю (Изучение "Махаяна шраддхотпада шастры"). Токио, 1922. Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада ша-стра). Пер. С кит. Е.А. Торчинова // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992.Н.В. Абаев.
Дополнительный поиск Шастра о пробуждении веры в махаяну
На нашем сайте Вы найдете значение "Шастра о пробуждении веры в махаяну" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шастра о пробуждении веры в махаяну, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 35 символа