Шастра о пробуждении веры в махаяну

177

"Махаяна шраддхотпада шастра" ("Шастра о пробуждении веры в махаяну") - один из гл. Канонич. Текстов кит. Буддизма махаяны.Наряду с осн. Махаянскими сутрами входил в обязательную программу теоретич. Подготовки последователей махаяны в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме независимо от принадлежности к той или иной школе. По традиции автором трактата считается инд. Поэт, драматург и ученый Ашвагхоша (1 - 2 вв.), к-рый почитался как тринадцатый общебуд. Патриарх. Но поскольку "Д. Ч. Ц. С. Л." отражает довольно высокий уровень развития махаянской философии, то он мог быть написан не ранее 5 - 6 вв. Либо тезкой знаменитого ученого-буддиста, либо анонимным автором (авторами). Санскр. Оригинал не сохранился, известны два варианта его пер.

На кит. Яз., выполненные в 550 Парамартхой и ок. 695 - 700 Шикшанандой. Отсутствие санскр. Текста и его тибет. Пер. Делает возможным предположение, что "Д. Ч. Ц. С. Л." создан в Китае. Широкое распространение получил вариант Парамартхи, породивший большое число коммент. Соч. (в наст. Время идентифицировано 173 коммент.). В отличие от мн. Др. Махаянских трактатов, для к-рых характерна парадокс, и энигматич. Форма изложения филос. Понятий, "Д.ч.ц.с.л." дает последовательное, систематич. И детально аргументированное изложение центр, положений буддизма махаяны, интерпретируя такие фундамент, понятия, как татхата (бху-тататхата, кит. Чжэнь жу - "истинная таковость", "истинная реальность"), шуньята (кун - "пустота"), самадхи (саньмэй - "просветление"), трикая (сань шэнь- "три тела (Будды)") и др.

Особенностью "Д.ч.ц.с.л." является стремление свести в целостную доктринальную систему концепции, возникшие и развивавшиеся независимо друг от друга в рамках разных, зачастую противоборствующих направлений махаяны, напр, концепцию шуньяты школы мадхьямиков (см. Саньлунь школа), концепции алайя-виджняны (алие ши, цзан ши - "сознание-сокровищница", см. Ба ши) и татхагата-гарбхи (жу лай цзан - "лоно татхагаты", т.е. Будды) школы йогачаров. Их синтезу способствовала развиваемая в "Д.ч.ц.с.л." доктрина "единого сознания" (и синь), к-рое отождествляется с татхагата-гарбхой и в то же время с бхутататхатой - "истинной реальностью", характеризуемой одновременно как "истинная пустота" и "истинная непустота". Под "пустотой" татхаты подразумевалось, что "истинная реальность" изначально свободна от всякой "омраченности" (у мин (2)), или "загрязненности" (ань (2)).

Под "непустотой" имелось в виду, что татхата обладает различными позитивными характеристиками и свойствами (вечность, неизменность, чистота, самодостаточность и т.д.). Вместе с тем в "Д.ч.ц.с.л." утверждается, что "единое сознание", представляющее собой изначально чистую, универсальную и всеобщую основу сознания всех живых существ, имеет две ипостаси - абс. И относит., каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает все аспекты бытия и содержит в себе все многообразие "вещей и явлений" (сян у) феноменального мира. Абс. Ипостась "единого сознания" - "чистая" и "неомраченная" сущность сознания всех живых существ - находится в гармонич. Единстве с "истинной реальностью" и адекватно отражает ее. Источник "омрачения" и его "первопричина" усматриваются в татхагата-гарбхе, порождающей как "чистые", так и "омраченные" дхармы.

Динамика процесса "омрачения" сознания и взаимодействия "омраченного" сознания с "неомраченным" объясняется с помощью концепции алайя-виджняны. Абс. И относит. Ипостаси "единого сознания" обусловливают друг друга, непрерывно вступая в противоборство и снова объединяясь т.о., что одновременно представляют собой "единое" и "неединое", содержат в себе как "просветленную", так и "омраченную" сущность. На основе этих концепций в "Д.ч.ц.с.л." разработана универсальная доктрина "просветления", к-рая обосновывает возможность как "постепенного" (цзянь у), так и "внезапного" (дунь у) достижения "просветленного" состояния сознания. Присущий "Д.ч.ц.с.л." универсалистский и синтетич. Подход к интерпретации важнейших махаянских положений оказал влияние на все школы дальневост.

Буддизма поздней махаяны, способствуя преодолению сектантских разногласий относительно ряда понятий и категорий, разработке обобщающих концепций.*Д.ч.ц.с.л. Сянган, 1926. Мотидзуки С. "Дайдзё кисинрон" но кэнкю (Изучение "Махаяна шраддхотпада шастры"). Токио, 1922. Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада ша-стра). Пер. С кит. Е.А. Торчинова // Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1. СПб., 1992.Н.В. Абаев.

Значения в других словарях
Шань хай цзин

См. Канон гор и морей. ..

Шао юн

Шао Яофу, Шао Канцзе, прозв. Байюань сяньшэн ("учитель из Байюаня").1011, Фанянь или Гунчэн (совр. Уезд Хуэйсянь пров. Хэнань), - 1077Философ, основоположник нумерологич. (см. Сян шу чжи сюэ) направления в неоконфуцианстве. Традиционно причисляется к создателям неоконфуцианства - "пяти учителям эпохи Сун" - наряду с Чжоу Дуньи, Чжан Цзаем, Чэн И и Чэн Хао, с последними тремя был дружен. Вел уединенный образ жизни, занимаясь исключительно науч. Трудом. Осн. Соч. - "Хуан цзи цзин ши" ("Свыше предо..

Шестиканоние

ЛЮ ЦЗИН "Шесть канонов", "Шестиканоние", "Шестикнижие".Обозначение шести канонич. Памятников конфуцианства. "Ши (цзин)" ("(Канон) песен"), "Шу (цзин)" ("(Канон историч.) писаний"), "Ли (цзи)" ("(Записки о) правилах благопристойности"), "(Чжоу) и" ("(Чжоуские) перемены"), "Чунь цю" ("Весны и осени") - т.н. "Пять канонов", а также утраченный "Юэ цзин" ("Канон музыки"). По одной из версий, "Юэ цзин" был уничтожен в пер. Империи Цинь (221 - 207 до н.э.), по др. - это выделявшиеся некогда в отд. Книг..

Шесть нечистых

"Шесть нечистых", "шесть гун". Термин буд. Философии. Санскр. Слово "гуна" (кит. "чэнь") подразумевает атрибут, качественную определенность, "загрязняющую" сознание и увеличивающую т.о. Потенцию продолжения цепи рождений и смертей (см. Луньхуэй). Л. Ч. - шесть типов "загрязнения". Вид, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, представления, т.е. Сфера восприятия и эмпирич. Осознания объективного (лю цзин - "шесть сфер"). Синонимы Л. Ч. - лю ван ("шесть заблуждений"), лю шуай ("шесть немощей"), лю..

Дополнительный поиск Шастра о пробуждении веры в махаяну Шастра о пробуждении веры в махаяну

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шастра о пробуждении веры в махаяну" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шастра о пробуждении веры в махаяну, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 35 символа