Эфир
ИТАЙ Эфир (транскрипция)Категория, к-рой оперировали кит. Мыслители кон. 19 - нач. 20 в. Заимствована из европ. Естеств. Наук и философии, где эфир рассматривался как вещество, заполняющее пространство между молекулами, а такие явления, как свет, теплота, магнетизм и электричество, объяснялись движением мирового эфира. В Китае это понятие претерпело существ, изменения.Кан Ювэй трактовал И. Как этим, начало, "гуманность" (жэнь (2)) и "сострадание" (бу жэнь (1)). Сунь Ятсен видел в И. Творящий хаос, к-рый "в своем движении порождает электроны. Электроны, сгущаясь, создают элементы. Элементы, соединяясь, создают материю. Материя, собираясь воедино, создает планету".В системе идей Тань Сытуна И.- основополагающее понятие, не имеющее четких дефиниций и раскрываемое через множество близких, но не тождеств, характеристик.
Важнейшие его атрибуты - вечность и несотворенносгь. Сфера его распространения не имеет предела. И. Существует в микро- и макромирах, в явлениях реальной жизни и в надмировом абсолюте - "едином первоначале" (и юань). И. Многофункционален, он одного порядка с "чувством" (цин (2)), "разумом" (синь (1)) и понятием "дянь" (момент наивысшего напряжения сил инь ян. Переводится также как электрон, электричество). И.- это импульс развития и реальная основа мира. Из него "рождаются миры (фа цзе), возникает пустота (кун) и появляется все живое". Он выступает как условие единства мира, некий наполнитель, "склеивающий" отд. Явления. "И., все склеивая, (приводя) в соответствие, связывая, наполняет (собой) отд. Вещи". И. Удерживает все предметы и явления в равновесии, препятствует не только их распаду, но и слиянию.
Его действие распространяется и на об-во, и на космич. Явления, и на тело человека.Тань Сытун тем не менее не наделял И. Свойствами первоначала. Если И. Разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то "единое первоначало" предполагает иерархию, к-рую оно же и венчает. Через "единое первоначало" И. Соотносится со своим коррелятом - "гуманностью". Все характеристики И. Распространяются на "гуманность", приобретая этич. Окраску. Через "гуманность" И. И его свойства проецируются на об-во и его законы.*Тань Сытун. Жэнь сюэ (Учение о гуманности) // Тань Сытун цюаньцзи (Полк. Собр. Соч. Тань Сытуна). Пекин, 1954. Сунь Ятсен. Программа строительства гос-ва // Сунь Ятсен. Избр. Произв. М., 1985. "Большая энциклопедия / Под ред.
С.Н. Южакова. СПб., 1905. Т. 20. Ханьюй да цы-дянь (Большой словарь кит. Яз.)/ Под ред. Ло Чжу-фэна. Т. 1. Шанхай, 1986. Стабурова Е.Ю. О категории "эфир" в философии Тань Сытуна // 12-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1981. См. Также лит-ру к ст. "Жэнь сюэ", Тань Сытун.Е.Ю. Стабурова.
Дополнительный поиск Эфир
На нашем сайте Вы найдете значение "Эфир" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эфир, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 4 символа