Арватов

107

АРВАТОВ Борис Игнатьевич (1896-) - искусствовед и литературовед, деятель Пролеткульта, один из теоретиков Лефа , автор ряда работ (гл. Обр. Статей) по вопросам ИЗО и поэзии, наиболее выдающийся представитель «формально-социологического» метода (см. Методы литературоведения), основы к-рого им изложены в статье «О формально-социологическом методе» («Печать и революция», № 3, 1927). Отвергая «имманентную» точку зрения чистых формалистов, лишавшую их возможности «дать помимо хронологической и структурной морфологии более глубокое, исчерпывающее объяснение закономерностям, наблюдаемым в истории литературы», равно как и точку зрения ортодоксального марксизма об общественной (классовой) психоидеологии или идеопсихологии как субстрате («содержании») поэтических произведений, А.

Рассматривает литературу как «профессиональную практическую общественную систему литературного труда, обладающую своей техникой, экономикой и своими надстройками». Хотя литература как профессиональная система литературного труда и «функционирует как часть всей общественной системы в целом» и хотя «механизм переработки материала (т. Е. Жизни) в литературную форму» надлежит изучать как механизм «социальный и профессиональный, детерминированный общими законами исторического развития», однако профессиональный момент главенствует и даже действует исключительно, ибо «материал и структура литературного произведения определяются общественным способом его производства и общественным способом его потребления».

«Исходными пунктами» формально-социологического метода исследования литературных произведений являются поэтому «типы литературного сотрудничества и присвоения, техника обработки материала, работа на потребителя, по заданию, по свободному соглашению, на заказ, на вольный рынок, в виде журнала, газеты, альманаха, индивидуальной книги, устного или письменного изложения и т. Д.». Так смена индивидуалистической и не «тенденциозной» дооктябрьской литературы литературой общественной и «тенденциозной» объясняется формально-социологическим методом тем, что до Октября «писатель представлял собой одиночку-товаропроизводителя, обособленного ремесленника, производившего на безличный рынок, к-рый состоял из индивидуальных покупателей», а после Октября профессиональное положение писателя изменилось, ибо «Октябрьская революция, национализировавшая промышленность, во многом национализировала, частично коллективизировала и литературное хозяйство», произошло «огосударствление писателей», а с другой стороны «конкретный потребитель был соединен в заводские, профессиональные и прочие коллективы».

В итоге - «производство на общественного потребителя, потребность в политической отчетливости заставили художников перейти к тенденциозным сюжетам». Отвергая принципиально общественную (классовую) психологию и идеологию как определяющее литературные формации и литературную эволюцию начало, формально-социологический метод на практике часто именно ими объясняет литературные явления. Так для объяснения упадка «большой поэтической формы, последним реализатором к-рой был Пушкин», решительно отметается «смена общественных идей» и «смена общественной психологии», а приводятся факторы именно этого порядка, - на фоне «развития промышленно-товарного хозяйства», «первое появление разночинцев-интеллигентов, рост городов, укрепление буржуазии с ее индивидуальным бытовым укладом, семейственностью, комнатно-квартирным уютом, расширение просветительски-конкретных нужд общества, требовавшее грандиозных по размеру сюжетных планов» и т.

Д. В силу этих условий «большая поэтическая форма» оказалась неподходящей для развертывания сюжета, и Пушкин , Лермонтов , Гоголь переходят к повести, к роману, - к прозе. Если в данном примере профессиональный момент исчез из объяснения данного литературного явления, то он появляется при объяснении смены большой поэтической формы (Пушкин) - малой (Тютчев ), смены, вызванной появлением (на фоне роста буржуазии) «кадра индивидуальных и обособленных художников-товаропроизводителей». Т. К. В 60-х гг. Профессиональное положение писателя в этом смысле не изменилось, то следовало бы заключить, что «большая поэтическая форма» не стала в эту эпоху возможностью, однако, как известно, она снова появляется у Некрасова и появляется не в силу профессионального момента, а «ввиду огромного общественно-политического движения, положившего начало народничеству».

Так формально-социологический метод, благодаря неправильности исходной точки зрения, вынужден давать литературным явлениям или неубедительное истолкование, или же сходить с своей собственной позиции, или же наконец объяснять те или иные литературные явления одного порядка то профессиональным моментом, то напротив «общественно-политическими движениями».Библиография. Главнейшие работы А. Искусство и классы М., 1923. Контрреволюция формы, «Леф», № 1, 1923. Синтаксис Маяковского, «Печать и революция», кн. 1, 1923. К марксистской поэтике, сб. «На путях к искусству», М., 1926. Современный художественный рынок и станковая картина, «Новый Леф», № 2, 1928. Статьи А. Собраны в сборнике «Социологическая поэтика», М., 1928.

Значения в других словарях
Арбес

АРБЕС Яков (Arbes, 1840-) - чешский беллетрист, зачинатель реалистического романа в Чехии.Библиография. Наиболее значительные произведения. Komanetta, 1878-1884. Mracovarne Komanky, 1880. Moderni upirir, 1892. Predmetske arabesky, 1883. Сesky Paganinie 1894. Povidky o Kresby, 1884. Jdylly utrenio bidy, 1885. Dva baricadnici, 1885. Miniatury, 1886. Okoli Prahu, 1887. Zezakulisi, 1888. ..

Арбеснот

АРБЕСНОТ (John Arbuthnot, 1675-1735) - английский романист-сатирик. Друг Свифта и Попа . Его сочинения ранее приписывались этим двум писателям, и лишь критика XIX века воздала должное таланту А. Его два лучших произведения - сатирические романы. «Memoirs of Extraordinary Life, Works and Discoveries of Martinus Scriblerius» и «The History of John Bull». От этого романа пошло столь распространенное впоследствии насмешливое прозвище англичан (буквально «Bull» значит «бык»). Романы А. Написаны под ..

Арго

АРГО (1897-) (псевдоним Адр. Марк. Гольденберга) - поэт-драматург. Р. В семье инженера. Автор ряда мелких пьес и инсценировок для театра сатиры, миниатюр или мюзик-холл, сотрудник журналов «Молодая гвардия», «На литературном посту» и др. Совместно с Н. Адуевым перевел для Камерного театра комическую оперу «Жирофле-Жирофля» и «Прекрасную Елену» - для Гос. Экспер. Театра в Москве.Библиография. «Старая Англия», стихи, изд. «Litera». Харьков, 1919. ..

Аргонавты

АРГОНАВТЫ (в переводе с греческого - «плаватели на Арго») - древние греческие мифологические путешественники, добывшие «золотое руно». Греческий герой Язон, по приказу своего дяди, фессалийского царя Пелия, должен был привезти от колхидского царя Ээта золотую шкуру барана - «золотое руно», приносящее счастье. Со своими товарищами (певцом Орфеем, Кастором, Поллуксом и др.) Язон на чудесном корабле Арго приплывает в Колхиду (Закавказье). Но царь Ээт соглашается выдать «золотое руно» лишь после ис..

Дополнительный поиск Арватов Арватов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Арватов" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Арватов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа