Ариосто

120

АРИОСТО Лодовико (Lodovico Ariosto, 1474-1533) - итальянский поэт. Жизнь его целиком связана с Феррарой. Отец предназначал ему карьеру правоведа, но юноша, отказавшись почерпнуть какое-либо вдохновение в Дигестах, погрузился в изучение классиков. Он настолько усвоил формы и размеры римской поэтики, что без труда писал какие угодно латинские стихотворения. Больше всего он любил свои книги и те настроения, к-рые в книгах черпались. Невзгоды Италии оставляли его спокойным и не мешали его латинским версификаторским опытам. Единственной его заботой был заработок. Он служит у кардинала Ипполито д’Эсте, затем у феррарского герцога Альфонсо. А. Должен был заботиться об организации всякого рода празднеств при его дворе.

В 1522 А. Стал губернатором Гарфаньяны. Вернувшись оттуда, он построил небольшой домик, окруженный садиком и огородом, где и жил до конца жизни со своей подругою флорентинкой Алессандрой Бенуччи. У нее он учился чистой тосканской речи (в яз. А. Было немало эмилианских провинциализмов). Последние годы он делил время между своими овощами и поэмой «Неистовый Роланд» (Orlando furioso), которой он занимался 25 лет (1507-1532). Сюжет «Неистового Роланда» - сюжет каролингского эпоса, который в Италии уже давно стал обрабатываться в романтическом стиле поэм Круглого стола. В XII и XIII веках отдельные эпизоды этого цикла пелись сказителями северной Италии. В XIV в. Они исполнялись жонглерами в тосканских городах. При Лоренцо Медичи Пульчи написал на этот сюжет своего «Морганте», а в 1486 Боярдо в Ферраре написал «Влюбленного Роланда».

Поэма А. - вторая рыцарская поэма Феррары. Между ее окончательной редакцией и поэмой Боярдо прошло почти 50 лет. Еще через 50 лет Феррара получила свою третью рыцарскую поэму - «Освобожденный Иерусалим» (1581) Тассо . И не случайно, что Феррара была родиною этих поэм, из которых две последние принадлежат к величайшим произведениям мировой литературы. Рыцарство, к-рое давно умерло за Альпами, о к-ром забыли во всех остальных государствах Италии, в Ферраре было живым бытом. Разумеется рыцарский быт Феррары XVI в. В очень многом отличался от рыцарского быта феодальной эпохи и чем дальше, тем больше пропитывался институтами и чертами торгово-капиталистической эпохи (казенные торговые монополии и пр.), но внешне держался очень стойко.

Литература, стремившаяся удовлетворить вкусам наиболее влиятельной общественной группы, придворно-аристократической, естественно шла навстречу этим вкусам. Так делал Боярдо, так сделал А., к-рый продолжал поэму своего предшественника и перенес к себе его главных героев. В поэме нет ни одного внесенного самим Ариосто эпизода. Все заимствовано в романтическом цикле, у классиков (Вергилий, Овидий), в новеллистике. Это конечно не значит, что «Неистовый Роланд» лишен оригинальности, наоборот в мировой поэзии мало столь своеобразных произведений. «Неистовый Роланд» содержит три больших эпизода. Нашествие мавров на Францию, безумие Роланда и роман Руджиеро и Брадаманты с сопровождающим его прославлением дома д’Эсте.

Несмотря на то, что три главные эпизода сопровождаются бесконечным количеством второстепенных, отдельные части поэмы, большие и малые, спаяны в единую картину, носящую яркую печать гения А. Для своего читателя, для феррарского аристократа, А. Говорит о том, чем должен быть рыцарь, и вместе с тем создает поэму, полную всеми очарованиями большого искусства. Уже Пульчи и особенно Боярдо внесли в повествовательную канву средневековых эпопей разработанный тосканскими поэтами психологический элемент. А. Развил его с величайшим мастерством, и напр. Рассказ о безумии Роланда дает такую потрясающую картину, подобную которой трудно найти в мировом эпосе. На поэму наложила печать эпоха. Когда А. Придавал окончательную отделку «Роланду», Италия переживала время феодальной и католической реакции, и это становится заметным тотчас же, как только мы начнем сравнивать поэму А.

С «Влюбленным Роландом» и особенно с «Морганте». Пульчи, дитя буржуазной и демократической Флоренции, Боярдо, умерший до наступления реакции в Италии, обращались со своим материалом по-другому, чем А. У А. Император Карл уже не комическая фигура, как у его предшественников. У А. Между христианскими и сарацинскими рыцарями есть разница, которой не было во «Влюбленном Роланде». Сарацины у него не столь совершенные рыцари, как христиане. У А. Была бы невозможна такая фигура, как созданный фантазией Пульчи чорт Остаротте, проповедующий свободную и терпимую философию религии. «Неистовый Роланд» не есть поэма феодальной и католической реакции в полном смысле этого слова, какою будет «Освобожденный Иерусалим». У А. Слишком много широты и иронии.Из-за поэмы А.

Иногда склонны забывать о других его произведениях. А. Написал, кроме небольшого количества лирических стихотворений, семь сатир, терцинами, в духе Горация, пять комедий в манере Плавта и Теренция, подчас с прямыми заимствованиями. «La Cassaria», «I Suppositi», «La Lena», «Negromante», «La Scolastica», из которых две первые первоначально были написаны прозой и лишь позднее переложены на стихи.Библиография. Bolza G., Manuale ariostesco, Venezia, 1866. Rajna Pio, Le fonti dell Orlando furioso, Firenze, 1876. Ferrazzi G., Bibliographia ariostesca, Bassano, 1881. Coppelli A., Lettere di L. A. (с большим введением), Milano, 1887. Campori G., Notizie per la vita di L. A., Firenze, 1896. Carducci G., L’Orlando furioso (Vita ital.

Nel Cinquecento, 1906). Azzolina L., Il mondo cavalleresco in Bojardo, A., Berni, Palermo, 1912.

Значения в других словарях
Ариман

АРИМАН (дух бедствий) - бог зла в религии древнего Ирана, основанной Зороастром. А. - источник зла, несправедливости, всех вредных сил природы. Во всякое доброе начинание он может заронить зерно зла. Ему подчинены все другие злые духи. ..

Арион

АРИОН (VII-VI в. До христ. Эры) - греческий лирический поэт. С именем его связано введение в литературу дифирамба . Некоторые (не очень достоверные) источники приписывают ему выдающуюся роль в процессе создания трагедии. Стихи А. Очень скоро были забыты, но уже в V в. Существовала легенда о чудесном спасении А. Во время морского путешествия корабельщики хотели убить А., чтобы овладеть его богатствами. А. Спел песню и в полном облачении кифареда бросился в воду. Тогда к нему подплыл дельфин и вы..

Арисима

АРИСИМА Такэро (1878-1923) - один из руководителей группы японских писателей, известной под названием «Белая береза» (Сиракаба), представлявшей гуманитарное направление. Роман А. «Иоко» переведен на все европейские яз. (по-русски выходит в Гизе) (см. Японская литература). ..

Аристарх

АРИСТАРХ из Самофракии (II в. До христ. Эры) - александрийский грамматик, хранитель александрийской библиотеки и завершитель работ александрийской филологии, автор многочисленных комментариев к греческим писателям. Особенно известны работы А. По тексту Гомера. А. Пользовался исключительным авторитетом. В древности имя его стало нарицательным для филолога, в новое время - для литературного критика. ..

Дополнительный поиск Ариосто Ариосто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ариосто" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ариосто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа