Ахматова
АХМАТОВА Анна (1888-) - Анна Андреевна Горенко, по первому мужу Гумилева, - поэтесса. Первую книгу стихов «Вечер» выпустила в 1912 (изд. «Цех поэтов»). Затем книги стихов. «Четки», (неск. Изд.), «Белая стая» (неск. Изд.), «Подорожник» (изд. «Петрополис», П., 1921), «Anno Domini MCMXXI» (изд. «Петрополис», П., 1922) и поэму «У самого моря» (изд. «Алконост», П., 1921). А. - поэтесса дворянства, еще не получившего новых функций в капиталистическом обществе, но уже потерявшего старые, принесенные из общества феодального. О сложившейся веками дворянско-поместной культуре, в обстановке которой выросло творчество А., говорят чрезвычайно выразительным яз. Многие из ее стихотворений. Это - дворянские усадьбы с вековыми аллеями и парками, под сводами к-рых белеют фигуры полуразрушенных статуй у каменных арок семейного склепа, куда приносят оранжерейные розы вымирающие потомки тех, чьи портреты застыли в парадных залах, сохраняя на пышных мундирах жалованные регалии российских императоров:«Течет река неспешно по долине,Многооконный на пригорке дом,И мы живем, как при Екатерине,Молебны служим, урожая ждем».«Anno Domini», стр.
91.Необходимо отметить, что и в этом и в других стихах характерны не только изображения поместной обстановки, но и глубоко созвучное им настроение самой поэтессы. Изображая город, А. С особой любовью останавливается все на тех же реликвиях дворянской культуры. Исаакиевский собор, Смольный, Петропавловская крепость, Царскосельский парк и Петергофские фонтаны, словом - дворянский Петербург - «пышный, гранитный город славы и беды», - славы дворянского прошлого и беды его вырождающихся потомков. Естественно, что в этой обстановке, напоминающей о невозвратном прошлом, последыши дворянской культуры, лишенные всяких производственных связей с настоящим, уходят исключительно в узкую область интимнейших эротических переживаний.
Почти все творчество А. Представляет сконцентрированное выражение именно этих эмоций. Эротическое переживание является для творчества поэтессы той осью, вокруг к-рой вращается ее духовный мир.Однако глубочайшее чувство обреченности, к-рое пронизывает социальное сознание вымирающей группы, проходит и через эту область, окрашивая ее в сумеречные тона предсмертной безнадежности. Эти настроения сочетаются с мистическими переживаниями, также характерными для классов нисходящих, создавая противоречивый на первый взгляд образ А. Героини «не то монахини, не то блудницы» (Б. Эйхенбаум ), у к-рой «на шее мелких четок ряд» (а в другом месте. «все мы бражники здесь, блудницы») и клятвы любовные перемешиваются с церковными заклятиями:«Но клянусь тебе ангельским садом,Чудотворной иконой клянусьИ ночей наших пламенных чадом».«Anno Domini», стр.
19.Поэма «У самого моря», по определению Г. Лелевича («На посту», № 2-3, 1923) - «не что иное как мистическая повесть об ожидании таинственного жениха». Только в стихах, написанных А. После 1914, начинают звучать общественные мотивы, что вполне естественно, ибо даже стекла дворянских особняков не могли не отозваться на раскаты войны 1914-1918 и Октябрьского переворота. Война 1914-1918 дает скорбным интонациям поэтессы историческую мотивировку, это - причитания над убитыми и пробуждение общественного сознания по линии национализма, смыкающегося с империализмом отечественной буржуазии. В дворянском заточении вновь просыпается мечта об «орлах Екатерины», реющих над порабощенными народами («Белая стая», стр.
57), над проливами, ведущими к «святой Софии» («Anno Domini», стр. 145). Гражданская война также достаточно недвусмысленно заставила откликнуться поэтессу:«Еще на западе земное солнце светит,И кровли городов в его лучах блестят,А здесь уж белая дома крестами метитИ кличет воронов, и вороны летят».«Anno Domini», стр. 82.«Все расхищено, предано, продано», и дворянской поэтессе остается только печалиться о том, что «на Малаховом кургане офицера расстреляли» («Белая стая», стр. 72). Касаясь формально художественной оценки творчества Ахматовой, следует сказать, что в ее лице мы имеем поэта с чрезвычайно сильным дарованием. В этом отчасти разгадка популярности А. В некоторых читательских кругах, воспринимающих ее творчество только в части интимных переживаний.
Уже первая книга («Вечер») устанавливает после некоторых срывов чрезвычайно устойчивый стиль, развернутый в дальнейших книгах. Эмоциональную наполненность стихотворений А. Облекает в форму разговора или рассказа присутствующему. Стараясь свою поэзию сделать конкретной, четкой, интимной, А., помимо того, что ограничивает свой тематический материал и облекает его в форму разговора с присутствующими, еще ограничивает также и размер своих стихов. Последние отличаются необыкновенной короткостью как отдельных фраз, так и стихотворения в целом. Фразы быстро сменяются одна другой, что определяет обилие точек в коротеньком стихотворении. Напр. «Было душно от жгучего света. А взгляды его, как лучи. Я только вздрогнула. Этот может меня приручить.
Наклонился. Он что-то скажет. От лица отхлынула кровь...» и т. Д. Или. «Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье». Размер самого стихотворения определяется только тремя или четырьмя строфами. Пять, шесть, семь строф появляются очень редко, а больше и не бывает. Стремление к лаконизму и усилению смыслового значения слова сказывается также и в синтаксисе. У А. Часто фразы следуют друг за другом непоследовательно и не в связном порядке, что образует в речи скачки, к-рые рельефно подчеркивают смысловое значение каждой фразы. Стремление придать поэзии конкретность ведет у А. К ослаблению глагола и к усилению имени существительного. Часто в стихах А. Глагол совершенно отсутствует, напр. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле».
Преобладание в стихотворной речи А. Интонации, мимики ведет также к ослаблению рифмы. Концы строк обладают меньшим весом, чем начальные и средние части. Поскольку стих у А. Мимичен, постольку слаба роль в нем согласных. Что касается поэтического словаря А., то он очень простой и обыденный, хотя в контексте он получает свое «ахматовское» наполнение.А. Принадлежит к литературной группе акмеистов .Библиография. Библиография. Осинский Н., Побеги травы, «Правда», № 148, 1922. Арватов Б., Гражд. А. И тов. Коллонтай, «Молодая гвардия», № 4-5, 1923. Коллонтай А., «Молодая гвардия», № 2/9, 1923. Лелевич Г., Анна А., «На посту», № 2-3, 1923. Эйхенбаум, Анна А., П., 1923. Виноградов В., Поэзия Анны А., Л., 1925.
Дополнительный поиск Ахматова
На нашем сайте Вы найдете значение "Ахматова" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ахматова, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа