Богданов А. Малиновский

62

БОГДАНОВ А. (1873-1928) - псевдоним политического деятеля, философа, социолога, экономиста и литературного критика Александра Александровича Малиновского. С середины 90-х гг. Б. - участник соц.-дем. Движения. Вел ожесточенную борьбу с меньшевиками во время подготовки к III съезду РСДРП. В 1904 избран в члены «Бюро комитета большинства», от имени которого и выступает с докладом на III съезде. На этом же съезде Б. Избран членом ЦК. В 1905 Б. Как один из членов постоянного Бюро ЦК работает в центре первой революции - Петербурге - по руководству массовым движением. Б. - один из руководителей газ. «Новая жизнь», к-рая в так наз. «дни свободы», в конце 1905, была легальным большевистским органом. В декабре 1905 арестован вместе с Исполнительным комитетом Пет.

Сов. Раб. Деп., в к-ром он представлял ЦК РСДРП. В 1906 возвращается к энергичной революционной работе. IV (Стокгольмский) и V (Лондонский) съезды переизбирают Б. В ЦК. На Лондонском съезде Б. Избран также в «Большевистский центр». Но уже с 1907 Б. Расходится с Лениным по существенному тогда вопросу о бойкоте 3-й Думы (Б. Стоял за бойкот). Разногласия обострились по вопросу об организованной Б., совместно с Горьким, Луначарским и Покровским, партийной школе на Капри. К началу империалистической войны 1914 отходит от партии. После Октябрьского переворота член ЦК, Пролеткульта, проф. Политической экономии в I МГУ, член Коммунистической академии, директор и руководитель «Института борьбы за жизнеспособность». На этом посту Б.

И погиб. Он произвел на самом себе весьма рискованный эксперимент по переливанию крови.Как мыслитель Б. Выступил сначала с философией «эмпириомонизма», а затем со «всеобщей организационной наукой» (тектологией).Мышление Б. Отличалось могучим стремлением к монизму и универсализму. Эмпириомонизм, - теория, основы к-рой заимствованы у Маха и Авенариуса и согласно к-рой внешний мир представляет собою не независимо от человека существующую движущуюся материю, а лишь социально-организованный опыт человечества, - явился подготовительной ступенью к тектологии. Задача философии - внести единство в опыт. Феодалы и буржуазия не могли этого сделать, ибо классовое строение общества, по Б. Объясняющееся разделением людей на организаторов производства и исполнителей, и специализация - эти два «разрыва трудовой природы человека» - не позволяли преодолеть дезорганизованность опыта.

Пролетарии, являющиеся в производстве одновременно и организаторами и исполнителями, способны стать на всеорганизационную точку зрения и внести единство в опыт. В технике общество организует внешний мир, в экономике оно само организуется для борьбы с природой, в идеологии оно организует свой опыт, свои переживания. «Следовательно, всякая задача в технике, в экономике, в сфере духовной культуры, есть задача организационная и притом социальная». Б. Построил по-своему грандиозное здание науки о методах разрешения различных «организационных задач» человечества. Эта блестящая и стройная система однако страдает предельным схематизмом, формально-логическим характером построений, идеалистичностью. Эмпириомонизм и тектология подверглись сокрушительной критике В.

И. Ленина, Г. В. Плеханова, Л. И. Аксельрод, А. М. Деборина и др. Марксистов. Взгляды Б. На пролеткультуру связаны с его философским мировоззрением. Б. Выработал своеобразную теорию пролеткультуры, ничем не отличающейся от бесклассовой культуры будущего социалистического общества. Эта пролеткультура, по мнению Б., является предпосылкой, а не следствием захвата власти пролетариатом. Такая концепция пролеткультуры коренным образом отличается от ленинской концепции, увязывающей культурное строительство пролетариата с его политической борьбой и рассматривающей это строительство как массовую культурную революцию «на другой день» после захвата власти.Б. Занялся вопросами искусства и литературы перед войной, в связи с разработкой своей теории пролеткультуры.

Многие высказывания Б. По этой линии правильны (подчеркивание классового характера всякого искусства. Указания, что искусство классово не в смысле сознательной защиты интересов класса, а в смысле классовой обусловленности точки зрения художника. Указание на существование художников смешанно-классового типа), но все эти мысли были ранее более точно и более обоснованно высказаны Г. В. Плехановым . Б. Повторяет также мысли Плеханова, когда говорит, что и теория «искусства для искусства» и старый утилитаризм превзойдены марксистским искусствознанием, умеющим вскрывать социальные корни и «чистого» и «утилитарного» искусства. Когда же Б. Выходит за пределы проблем теории искусства, разработанных Г. В. Плехановым, или вносит коррективы к плехановским тезисам, неизбежно обнаруживается тектологическая установка.

Ошибки богдановской «всеорганизационной» социологии дают себя знать в историко-литературных экскурсах Б. (т. К. Вся сложная и многообразная диалектика развития феодального и буржуазного искусства уложена на прокрустово ложе схемы авторитарности и индивидуализма. Буржуазный индивидуализм в свою очередь выводится из специализации. И рабовладельцам античности, и помещичьей знати, и буржуазии огулом приписан взгляд на искусство как на забаву. Вульгарно понимается организующая роль искусства - «Храм был центром общения, богиня - центром храма. Следовательно она была центром организации коллектива». Весьма сбивчиво определение идеи художественного произведения, понимаемой как его «организационные задачи», и т. Д.).Значительно важнее мысли Б.

О пролетарской литературе. Ценность их обусловливается тем, что Б. Разрабатывал проблемы пролет. Литературы в то время, когда основные кадры пролет. Революции были отвлечены непосредственной политической борьбой и не имели ни малейшей возможности уделить сколько-нибудь значительного внимания этим вопросам (1914-1920). Б. В 1914 отметил не только неизбежность появления пролет. Литературы, но и факт ее существования. Б. Правильно подметил ряд специфических черт пролетарской поэзии (стержневые мотивы труда, борьбы, урбанизм, товарищеская солидарность, коллективизм). Правильно также указание, что пролет. Писателем художника делает не происхождение, а миросозерцание. Безусловно плодотворны были напоминания о том, что «пролетарская поэзия есть прежде всего поэзия, определенного рода искусство», что рифмованное изложение самих пролетарских идей не является пролетарской поэзией, если отсутствуют живые образы.

Ценны призывы к расширению тематики, призывы не ограничиваться описанием одного рабочего быта. Эта часть воззрений Б. Несомненно оказала положительное влияние на пролет. Поэтов эпохи гражданской войны. Однако, наряду с этими положительными чертами, во взглядах Б. На пролет. Литературу были и глубоко ошибочные моменты. Прежде всего Б. Упорно выдвигал мотивы коллективизма и товарищеского сотрудничества за счет мотивов борьбы. Если еще в 1914 Б. Видел в товариществе основной признак пролетарской поэзии, то в разгар гражданской войны он всячески затушевывал разрушительные и боевые задачи пролетариата, протестовал против «чрезмерного сосредоточения на точке зрения социальной борьбы», против «сведения искусства к организующей боевой роли», предостерегал пролетарских поэтов от увлечения «солдатской» психологией, ратовал против «жестоких» и «грубых» символов.

Тут сказывалось обычное для Б. Неумение различать особенности пролетарской классовой и социалистической бесклассовой культуры. Гипертрофия строительных и затушевывание боевых мотивов бесспорно принесли вред пролетарской поэзии Пролеткульта и «Кузницы», содействуя отрыву пролетарских поэтов от текущей борьбы и политических задач пролетариата и затрудняя поэтам «Кузницы» переход к показу живого человека революции (этот показ воспринимался некоторыми из них, согласно богдановской традиции, как отход от коллективизма).Разрабатывая проблемы пролетарской литературы, Б., естественно, подошел к проблеме художественного наследства. В 1914 Б. В общем правильно наметил задачу критического овладения наследством. «взять у них можно, и следует, много, очень много, - но не продать же им за это, незаметно для себя, свою классовую душу».

Эту мысль Б. Развил в специальной статье «О художественном наследстве» (1918). Однако этот правильный тезис совершенно искажен тектологической установкой. Б. Так определяет способ превращения «результатов культурного творчества прошлого» в «действительное наследство рабочего класса». «критическая переработка с коллективно-трудовой точки зрения». Ниже мы узнаем, что «коллективно-трудовая точка зрения есть всеорганизационная». Так тектология парализует те правильные мысли о наследстве, к-рые можно найти у Б.Б. Призывал пролетарских поэтов учиться литературой технике у предшественников и итти к новой форме через овладение старыми приемами и переработку этих приемов при помощи нового содержания. Развивая это, верное в общем, положение, Б.

Утверждал, что наиболее ценными учителями пролетарских писателей являются классики, художники исторически восходящих классов прошлого. С этой точки зрения Б. Ратовал за простоту против утонченности и нападал на увлечение поэтов «Кузницы» формами символизма. И это близко к истине, но ошибка Б. Заключается в неисторическом подходе к пролетарской поэзии. Анализируя формальные влияния в пролет. Поэзии, Б. Не учитывал конкретных особенностей каждого этапа ее развития. Малодоказательна его попытка обосновать склонность пролетарских поэтов к классическим метрам ссылками на ритмы заводского труда.С развертыванием культурной революции и усилением внимания партии к литературному фронту, влияние Б. В пролетарских литературных кругах пало.Библиография.

I. Часть статей Б. Об искусстве вошла в кн. «Искусство и рабочий класс», М., 1918. Все, написанное Б. На эту тему, помещено в его книге «О пролетарской культуре», Л. - М., 1924.II. Сжатый очерк деятельности и общих воззрений Б., а также библиография - в статьях Е. Солнцева и Н. Карева, БСЭ, т. VI, М., 1927. О литературных взглядах Б. Вайнштейн И., Организационная теория и диалектический материализм, М. - Л., 1927. Лелевич Г., О формальных влияниях в пролетарской поэзии, «Печ. И револ.», № 5, 1927. Полонский Вяч., Литературное движение революционной эпохи, М. - Л., 1928. Покровский М. Н., «Вестник Ком. Академии» № 27.

Значения в других словарях
Богатая рифма

БОГАТАЯ РИФМА - рифма, в к-рой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного, напр. «страх» и «кострах». ..

Богданов А. А.

БОГДАНОВ Александр Алексеевич (1874-) (партийная кличка «Антон», литературные псевдонимы. Альфа, А. Волжский, Волгин и др.) - поэт, беллетрист и фельетонист. Сын разночинца. В 1900 вступил в РСДРП. Шесть лет сидел в тюрьме, больше десяти лет провел на нелегальном положении. Печатался в журналах. «Жизнь», «Мир божий», «Всходы», «Журнал для всех», «Вестник Европы», «Современный мир», «Новая жизнь», «Русское богатство» и др. Был ближайшим сотрудником и редактором около двадцати провинциальных газе..

Богданович А. И.

БОГДАНОВИЧ Ангел Иванович (1860-1907) - критик и публицист, редактор журнала «Мир божий» (1895-1906). Принимал близкое участие также в журн. «Современный мир». Идеологически эволюционировал от народничества к историческому материализму, хотя подлинным марксистом не был никогда. Особенно энергично боролся с реакционной печатью и с мистицизмом.Библиография. I. Сб. Ст. «Годы перелома», СПБ., 1908.II. Перечисление ст. Б. В книге Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксист..

Богданович И. Ф.

БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович (1743-1803) - русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете. Свою литературную деятельность начал под руководством М. М. Хераскова . Редактировал журналы. «Невинное упражнение» (1763), «Санкт-Петербургский вестник» (1775-1776) и «Санкт-Петербургские ведомости» (1775-1782). Б. Написаны. Поэмы - «Сугубое блаженство», «На разрушение Лиссабона» (перевод одноименной поэмы Вольтера ), повесть в стихах «Добромысл», драма «Славяне»..

Дополнительный поиск Богданов А. Малиновский Богданов А. Малиновский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Богданов А. Малиновский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богданов А. Малиновский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 23 символа