Бомарше
БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карон (Pierre Augustin Caron de Beaumarchais, 1732-18/V 1799) - французский писатель. Сын часовщика, обучился часовому делу и в 20 лет сделал усовершенствования в часах. Знаменитый часовой мастер, к-рому он рассказал о своем изобретении, попытался присвоить его себе, но Б. Возбудил процесс против него в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность. Получив доступ в Версаль, отказался от своей профессии. В 1757 женился и прибавил к своей фамилии прозвище Бомарше. Музыкально одаренный, он занялся игрой на арфе и сделал некоторые усовершенствования в этом инструменте. Благодаря этому Б. Стал преподавателем музыки у дочерей Людовика XV. Живой и необыкновенно остроумный, он имел у них большой успех.
Пользуясь своим положением, он оказал важную услугу крупному финансисту Пари-Дювернэ. В благодарность за это Пари-Дювернэ сделал Б. Соучастником в своих финансовых предприятиях. Б. Очень увлекся финансовыми спекуляциями. В то же время Б. Получает важную должность, связанную с исполнением судейских функций. В 1764 он едет в Мадрид, где заставляет испанского литератора Клавиго, отказавшегося жениться на его сестре, написать заявление, в к-ром тот признает себя виновным в нарушении данного им слова. В Мадриде он пережил массу приключений. Один в чужой стране, окруженный врагами, Б. Не растерялся. Ему удалось проникнуть к министрам, к королю и добиться удаления своего противника от двора и лишения должности (эта история послужила сюжетом для пьесы Гёте «Клавиго»).
В то же время он в Мадриде участвует в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии. По возвращении в Париж Б. Дебютировал в 1767 пьесой «Евгенией», имевшей некоторый успех. В 1770 он выпустил драму «Два друга», которая не имела никакого успеха. В этом же году умер его покровитель Дювернэ. Его наследники не только отказались выплатить долг Б., но обвинили последнего в обмане. В первой инстанции Б. Выиграл дело, но во второй - проиграл. Согласно обычаю того времени, он перед разбором своего дела с наследниками Дювернэ посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Но дело было решено не в его пользу.
Тогда г-жа Гезман вернула ему подарки за исключением 15 луидоров. Он воспользовался этим поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья обвинил его в свою очередь в клевете. Тогда Б. Выпустил свои мемуары, где беспощадно обличались судебные порядки тогдашней Франции. Мемуары имели шумный успех и создали ему большую популярность. 26 февраля 1774 процесс окончился. Судья Гезман лишился должности, а жена его и Б. Получили «большой выговор». Но в 1776 Б. Был восстановлен в правах, а в 1778 выиграл дело с наследниками Дювернэ. В 1775 был поставлен «Севильский цирюльник», в 1784 - «Женитьба Фигаро», в 1792 - «Виновная мать». С 1792 до 1796 ему пришлось скитаться по Европе. В 1796 он вернулся обратно в Париж, где и умер.Из произведений Б.
Литературное значение имеют мемуары, «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Мемуары написаны с замечательным мастерством. Вольтер был от них в восторге. Б. Сумел придать своему делу политическое значение. Одна мысль обратиться к публике была тогда чрезвычайно смелой. В мемуарах он раскрывает все язвы тогдашнего судопроизводства, показывает публике все стадии судопроизводства и вводит так. Обр. Принцип публичности в судебное дело. С литературой стороны мемуары Б. Отличаются своими портретными характеристиками, которые читаются с захватывающим интересом.В «Севильском цирюльнике» выводится в первый раз Фигаро, представляющий оригинальное создание Б. В нем много черт самого Б. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, - он умеет находить выход из всякого положения.
Он - центральная фигура. Так. Обр. Уже в этой комедии главное лицо - простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие. Но полного расцвета комический талант Б. Достигает в «Женитьбе Фигаро». В самом ее сюжете заключается насмешка над аристократией. Простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у могущественного феодального владетеля. Благодаря своей находчивости, ловкости и остроумию Фигаро выходит победителем. В пьесе подвергаются самым язвительным насмешкам целый ряд учреждений, совершающих злоупотребления. В ней осуждаются привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей, бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов. Комедия эта написана Бомарше в чрезвычайно смелом стиле памфлета, но вместе с тем «Женитьба Фигаро» представляет собою завершение развития французской мещанской драмы.
Для ее создания Б. Воспользовался не только своим жизненным и литературным опытом. Теории Дидро, смех Рабле, социальная сатира Мольера, широкая картина нравов Лесажа, итальянская интрига, испанская причудливость - все эти моменты мы находим в «Женитьбе Фигаро». Она представляет собою синтез всех этих элементов и является кульминационным пунктом в развитии французского драматического искусства XVIII в. Успех ее был колоссальный. День первого представления «Женитьбы Фигаро» - 27 апреля 1784 - остался памятной датой в истории французской комедии. Она выдержала 68 представлений подряд. Комедия явилась как нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция. Публика была в восторге. Никогда еще со сцены не раздавались такие дерзкие речи, направленные против существующих установлений.
Наполеон говорил, что пьеса была «революцией в действии». Знаменитый монолог Фигаро, где он противопоставляет себя графу, «давшему себе труд» только родиться, выражал настроения поднимающейся буржуазии. «Женитьба Фигаро» оказала громадное влияние и на последующее развитие французского театра и приобрела популярность во всей Европе. Моцарт написал оперу на ее сюжет, Россини - на сюжет «Севильского цирюльника». Что касается «Виновной матери», то она представляет собою третью часть трилогии. В ней также представлен Фигаро, постаревший и ставший добродетельным. Он изобличает порок и помогает торжеству справедливости. Но особого художественного значения эта комедия не имеет.Библиография. Геттнер Г., История всеобщей литературы XVIII в., изд.
2-е, т. II, М., 1897. Иванов И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895. Галле (Hallays) Андре, Б., М., 1898. Веселовский А., Этюды и характеристики, М., 1903. Шахов А., Вольтер и его время, СПБ., 1907. Коган П. С., Очерки по истории зап.-европ. Литературы, т. I, М. - П., 1923. De Loménie L., B. Et son temps, II v., P., 1855. Bettelheim A., B., Frankfurt a/M., 1886. Lintilhac, B. Et ses oeuvres. P., 1887. Brunetière F., Les époques du théâtre français (1636-1850), P., 1914. Réné Dalsème, La Vie de B., P., 1928.
Дополнительный поиск Бомарше
На нашем сайте Вы найдете значение "Бомарше" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бомарше, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа