Волынский
ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (1863-1926) (литературный псевдоним, настоящая фамилия - Флексер) - литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. - Сейчас же по окончании университета (1889) В. Принимает участие в журнале «Северный вестник», культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта» («Сев. Вестник», 1889, кн. VI, IX-XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма». Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения.
Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар «перевернутому вверх ногами Гегелю», то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста). В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.Статьи В.
О «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890-1895 под заглавием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой. «Русские критики», Литературные очерки, СПБ., 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. Против Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Чернышевского за «грубость и неискусность» его «материалистических положений», против «реалистического утилитаризма» Писарева и т. Д. За «русских критиков» на В. В свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье «Судьбы русской критики» (в сборнике «За двадцать лет», СПБ., 1905. 2-е изд., СПБ., 1906. 3-е изд., СПБ., 1909.
Перепеч. В сб. Статей «Литература и критика», т. I, М., 1922 и в «Сочинениях», т. X, Гиз, М., 1924. Первонач. В «Новом слове», 1897, VII) показал, что если В. Кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. «На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам. Его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу субъективную социологию». Плеханов едко высмеял и стиль писаний В.В. Определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом. «Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа.
Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, - таков гений русской жизни, такова русская душа» и т. Д. Или о Гоголе. «Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца».Социально-философский импрессионизм влечет В. То к культу Леонардо да Винчи, к-рому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПБ., 1900. 2-е изд., Киев, 1909. Первоначально в «Северном вестнике», 1897-1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским («Книга великого гнева», СПБ., 1904.
«Царство Карамазовых», СПБ., 1901. «Ф. М. Достоевский», СПБ., 1906. 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди «иудаизма» в журнале «Новый путь».Широко образованный искусствовед, В. Много внимания уделял театру, а после революции - особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд - «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) - посвященный обоснованию и защите так наз. «классического балета». Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале «Жизнь искусства». Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920-1924), председательствовал в коллегии «Всемирной литературы».
Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.Библиография. I. Молоствов Н. Г., Борец за идеализм, Рига, 1902 (2-е изд., доп., СПБ., 1903). Меньщиков М., Критическое декадентство, в сб. «Критические очерки», т. II, СПБ., 1902. Скабичевский А., Одичание современной молодежи, в «Сочин.», т. II, изд. 3-е, СПБ., 1903. Памяти А. Л. Волынского, сб. Под ред. П. Медведева, 1928.II. Произведения В. И литературу о нем см. У Фомина А. Г., Библиография новейшей русской литературы, в изд. «Русск. Литература XX в.», т. II, кн. 5, изд. Т-ва «Мир», М. (год не обозначен) и у Владиславлева И. В., Русские писатели, изд.
4-е, Гиз, Л., 1924.
Дополнительный поиск Волынский
На нашем сайте Вы найдете значение "Волынский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Волынский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 9 символа