Выспянский
ВЫСПЯНСКИЙ Станислав (Stanislaw Wyspianski, 1869-1907) - крупнейший польский поэт послеромантического периода. Выспянский был уроженцем Кракова, этого мертвого города, обладающего громадными богатствами по части исторических памятников, но застойного в области хозяйственного и политического развития. Не менее талантливый живописец, чем поэт, В. Сначала считал свою литературную деятельность лишь побочным занятием. Ученик знаменитого исторического живописца Матейко, он углублялся в изучение памятников старины. 4-летнее пребывание В. Во Франции, во время к-рого он ознакомился с готической архитектурой, античной скульптурой, с фресками Пюви де Шаванна, с одной стороны, усилило в нем историческое чутье, с другой - обогатило его средства выражения благодаря изучению новейшей живописи (Гоген) и поэзии.
Оторванность В. От жизни, его устремление в прошлое воспитало в нем своеобразную любовь к легенде. Его первая драма, так и называвшаяся - «Легенда», черпает свой материал из польских исторических легенд и славянской мифологии. И в других его произведениях весьма силен легендарный элемент, причем материалом служит то античная, то славянская и литовская мифология, то фантастика снов и галлюцинаций. Почти все его исторические драмы, как «Легион», «Болеслав Смелый», «Ноябрьская ночь» и т. Д., являются переработкой реальных событий в полулегендарном освещении. Это направление в творчестве В. Питалось современной ему исторической обстановкой. Он стал писать в конце 90-х гг., в период революционного брожения, которое из русской Польши распространилось также и на австрийскую.
Отличаясь болезненно развитым чувством патриотизма, В. Сочувствовал социализму и прошел в свое время в краковскую городскую думу по социалистическому списку. В его творчестве однако не было и следа социалистического мировоззрения. В. Воспринимал предреволюционную атмосферу прежде всего в свете национальных воспоминаний и надежд. Но окружавшая его непосредственно мещанская среда резко противоречила этому умонастроению и колебала его надежды. В. Не мог верить в то, что господствующие классы способны будут когда-либо выступить на борьбу против разделивших Польшу правительств, хотя бы и во имя национального долга. Поэтому фоном его творчества был глубокий скептицизм и чувство горькой обиды. Поколения до него не сумели сохранить национального государства.
Миросозерцание В. Было глубоко трагическим, напоминая собой идею рока в античной драме. Большая часть его произведений - драмы на темы, заимствованные из жизни гомеровской Греции. Таковы «Мелеагр», «Протезилас и Лаодамия», «Ахиллеида», «Возвращение Одиссея». Во всех этих драмах гибель героев предрешена роковым образом с самого начала. Но чем дальше, тем более «рок» находит свое объяснение в психике героев. И трагический финал объясняется уже слабохарактерностью самих героев, отсутствием у них веры в осуществимость собственных стремлений. В исторических драмах это проявляется всего сильнее. Характерной в этом смысле является ранняя драма В. «Варшавянка». Выступающий здесь диктатор Хлопицкий (действие происходит в дни ноябрьского восстания в Польше - 1830), несмотря на то, что сам не верит в победу, посылает на верную гибель бойцов.
Никому ненужная смерть их производит особенно трагическое впечатление. На этот же мотив написана и драма «Ноябрьская ночь», где тот же диктатор Хлопицкий в потрясающей сцене с Палладой-Афиной проигрывает в карты свою победу. Дряхлость польской шляхетчины, ее неспособность защитить свое национальное государство, ее капитуляция перед борьбой находит в этих произведениях сильное, сгущенное фантастической символикой выражение. Еще более сгущены драмы В. Из современной жизни, к-рые не всегда были патриотическими. Так в драме «Проклятие», героем которой выступает простой священник, крестьянский сын бросает вызов католической церкви. Здесь дана трагедия священника, принужденного своим саном к безбрачию, но полюбившего женщину и имевшего от нее детей.
Округа поражена засухой, и любовница священника, к-рую крестьяне клянут как причину гнева божьего, восходит вместе с детьми добровольно на костер, после чего и ксендз бросается в огонь. Это потрясающее произведение, под влиянием духовенства, неоднократно запрещалось цензурой к постановке. В параллель с этой драмой Выспянским написана пьеса из еврейской жизни «Судьи», где ростовщик-шинкарь, чувствовавший себя неуязвимым за стеной религиозности, жестоко карается роком за свои грабительские дела. Он теряет любимого сына, а другой его сын становится убийцей. Больше всего пользовались популярностью у современников Выспянского его драмы - «Свадьба» и «Освобождение». В первой из них В. Факт реальной свадьбы поэта Рыделя и дочери крестьянина в селе Броновицах под Краковом возводит в легенду.
По пьесе, во время свадьбы происходит братание панов с «хлопами» и создается атмосфера какого-то особого национального возбуждения. Перед гостями проходят в виде призраков символы мечтаний или угрызений совести. Неожиданно появляется повстанец лирник, исторический Верныгора, и призывает к оружию. Хозяин дома посылает деревенского парня Яська оповестить все окрестные деревни о часе восстания. Между тем показывается фантастический символ «Хохол», - соломенный чехол, к-рым окутан на зиму розовый куст в саду, - и убаюкивает свадебных гостей своей игрой на скрипке. Гости пускаются в пляс, от к-рого их уже не может отвлечь Ясек, вернувшийся во главе вооруженных крестьян. Весь патриотический порыв рассеивается, как дым.
В драме «Освобождение» В. Резко выступает против подмены патриотической литературщиной той национальной борьбы, к-рая была его мечтой. В этой драме В. Дает два образа Мицкевича . Реального Мицкевича - неутомимого борца за независимость (под именем Конрада - героя Мицкевича) и Мицкевича-гения, мистическую пародию, какую сделали из него, по мнению В., современники, предпочитающие романтическую фразу живому делу. Мицкевич-гений появляется в виде медной статуи, увенчанной лавром, и уводит с факелом в руках всех присутствующих на сцене, овладев их душами, в склепы вавельских гробов. Но Конрад вышибает факел из рук Гения-статуи и заставляет его скрыться, призывая присутствующих к борьбе. Конрад побеждает. Но затем все участники представления переодеваются, разбирают кулисы, и Конрад убеждается в том, что его победа свершилась лишь на театральных подмостках.
Здесь вскрывается глубокая неудовлетворенность Выспянского, возмущенного тем, что на его призывы к борьбе современники отвечали лишь аплодисментами. Она нашла свое отражение и в некоторых очень сильных лирических стихотворениях поэта.Творчество Выспянского представляет собой своеобразное сочетание элементов классической трагедии и радикально-патриотических мотивов.Библиография. I. Русские переводы. Варшавянка, М., 1906. Мелеагр, «Сборник молодой Польши», 1907. Судьи, перев. Со вступ. Статьей В. Высоцкого, М., 1909. Протезилас и Лаодамия, «Сборник драм», перев. Т. Л. Щепкиной-Куперник, 1911. Legenda, Краков, 1898 (2-е переработанное издание, 1904). Meleager, 1898. Warszawianka, 1898. Protesilas i Laodamia, 1899. Lelewel, 1899. Klatwa, 1899.
Boleslaw Smialy (rapsod), 1900. Kazimierz Wielki, 1900. Legjon, 1900. Wesele, 1901. Wyzwolenie, 1903. Boleslaw Smialy, 1903. Achilleis, 1903. Akropolis, 1904. Noc listopadowa, 1904. The tragical history of Hamlet, 1905. Skalka, 1907. Gud, 1907. Powrot Odysa, 1907. Sedziouscie, 1907. Daniel, 1808.II. Высоцкий В., статья в «Аполлоне», № 7, 1911. Kotarbinski Josef, Pogrobowiec romantyzmu, Варшава, 1900. Potocki Antoni, St. Wyspianski, Львов, 1902. Breozowski Stan., St. Wyspianski jako poeta, Варшава, 1903. Niemojewski Andrzej, St. Wyspianski, Варшава, 1903. Grymala-Siedlecki Adam, Wyspianski, Cecny i elementy jego tworczoci, Краков, 1909. Bolek Franciszek, Narod i lud w dzielach Wyspianskiego, 1912.
Дополнительный поиск Выспянский
На нашем сайте Вы найдете значение "Выспянский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выспянский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 10 символа