Вяземский

73

ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (1792-1878) - поэт и критик. Происходил из древнего княжеского рода. В ранней молодости остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Служебную карьеру Вяземский начал в Варшаве (1819-1821), где присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, известную своими либеральными обещаниями, и участвовал в составлении Н. Н. Новосильцевым проекта конституции для России. Либеральная атмосфера Варшавы того времени была воспринята легко увлекающимся В. Особенно горячо, тем более, что сам он, как представитель когда-то влиятельного древнего рода, тяготился деспотизмом самодержавия, возвышением новоиспеченной аристократии и изолированным положением, в котором находилось старинное родовитое дворянство.

Его переживания этого периода близко совпали с назревшим настроением декабристов. Свои убеждения В. Демонстративно высказывал в стихах, частных письмах и беседах. В 1820 он подписал записку об освобождении крестьян, поданную Александру I гр. Воронцовым. В результате - В. Был отстранен от службы и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. Лишь в 1830 году, освободившись от либеральных «увлечений молодости», Вяземский примирился с правительством и вновь поступил на службу. Во вторую половину жизни достиг высших чинов, званий и положения при дворе Александра II и умер ярым консерватором и реакционером.Как поэт Вяземский может быть назван блестящим представителем так наз. «светского стиля» в русской поэзии.

Воспитанный на французской литературе XVII и XVIII вв., он оставался всю жизнь под сильным влиянием французского классицизма, хотя и выступал в 20-х гг. Защитником романтизма против его врагов. Стиль его многочисленных посланий, стихов «на случай», эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т. П. Свидетельствует об их близкой связи с теми же жанрами в французской «легкой поэзии» конца XVIII века. Отличаясь язвительным, хотя и не глубоким умом, чрезвычайной находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал все свое внимание, как в поэзии, так и в прозе, на заостренной мысли, на блестящей игре словами, часто игнорируя красоту и отделку формы. Слабая сторона его поэзии - внешнее остроумие и отсутствие художественной простоты.

Стремление В. Обновить русский литературный язык введением малоупотребительных или заново сочиненных слов и оборотов речи придавало его стилю лишь большую претенциозность и туманность. В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Он вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей (см. Например его «Послание к халату», 1817). Наряду с эпикурейской поэзией мы видим у него сатирические произведения, басни, эпиграммы и пр., осмеивавшие как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей (например «Да как бы не так», 1822, цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие). Годы политического либерализма вдохновили его на «свободолюбивые» стихотворения.

Лучшие из них. «Петербург» (1818), заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и «Негодование» (1820 г.), грозящее местью деспотам за угнетение народа. Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки Пушкинским («Деревне» и «Вольности»). В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения (напр. «Уныние», 1849). Стихотворения второй половины жизни В., в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно более художественной формой - результат влияния поэзии Пушкина и его плеяды.

По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжелой меланхолии и пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разложения дворянства, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступление на общественную сцену ненавистной ему демократической интеллигенции, В. Чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в последние десятилетия жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современностью, но чаще уходил в далекие воспоминания о прошлом или с тоской изображал свое безотрадное существование.Литературная деятельность для В. Была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека, более преданного литературным интересам, тщательнее следившего за жизнью русской литературы.

В. Был связан личными дружескими отношениями с большей частью писателей, принадлежавших к тому же высшему дворянскому слою общества. Карамзин, Дмитриев, Батюшков, Жуковский, Пушкин и Баратынский - его ближайшие друзья. Он принимал горячее участие в борьбе «Арзамаса» против «Беседы» , в начале 20-х гг. Выступил в защиту романтизма и в особых статьях явился толкователем ранних поэм Пушкина. Особенно развернул он свое полемическое дарование на страницах «Московского телеграфа» Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешел в 1830 в «Литературную газету» Дельвига и позднее в «Современник» Пушкина. Вместе с своими друзьями - редакторами этих органов - он выступил на защиту «литературой аристократии» против нападок Булгарина, Греча и того же Полевого.

Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, В. Попробовал свои силы в серьезной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине (напис. - 1830, напеч. - 1848). В этой книге, как и в предшествовавших ей работах об Озерове и Дмитриеве, В. Противопоставил формально-эстетическому разбору творчества писателя его историко-культурное и биографическое изучение. Это было первое применение в России методов, выработанных европейской критикой (M-me де Сталь, Шлегель и др.). После смерти Пушкина В. Почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике. Особенно вызывали его негодование Белинский и его школа.

В старости В. Пытался иногда выступать с ярыми патриотическими и реакционными статьями («Письма русского ветерана», 1865), но чаще уходил от неприятной современности к «образам прошлого». В своей «Старой записной книжке» он собрал интересные клочки воспоминаний, относящихся к лицам и событиям высшего светского круга конца XVIII и начала XIX вв., а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвященных наиболее дорогим для него умершим людям.Библиография. I. Собр. Сочин. Вяземского в 12 тт., СПБ., 1878-1886. Его переписка, «Остафьевский архив», т. I-V.II. Статьи Грота Я., Сухомлинова М., Пономарева С., в Сборн. 2 отд. Ак. Наук, т. XX, 1880. Трубачев С. С., Вяземский как писатель 20-х гг., «Истор. Вестн.», № 8, 1892. Спасович В., Вяземский и его польские отношения и знакомства, Сочин.

Спасовича, т. VIII, 1896. Языков Д., П. Вяземский, М., 1904. Кульман H., Вяземский как критик, Изв. Ак. Наук, кн. 1, 1904. Гинзбург А., Вяземский литератор, Сборн. «Русская проза», под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. I, СПБ., 1900.

Значения в других словарях
Вышня

ВЫШНЯ Остап (1889-) (псевдоним Павла Михайловича Губенко) - популярный современный украинский писатель-юморист. Родился в крестьянской семье на Полтавщине, в местечке Грунь (отсюда другой псевдоним. П. Груньський). Окончил Киевскую военно-фельдшерскую школу, выдержал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Киевский университет, курса которого не окончил. Выступил в печати в 1919 году в украинской националистической прессе на территории УНР (Каменец-Подольск), но с 1921 года, став на..

Вьеле-Гриффэн

ВЬЕЛЕ-ГРИФФЭН Франсис (Francis Viele-Griffin, 1864-) - французский поэт-символист. Сын генерала. Был учеником Маллармэ. В своих критических статьях, и особенно в своем художественном творчестве, В.-Г. - поборник так наз. «свободного стиха», процветавшего в 90-х годах во французской поэзии.В основе творчества В.-Г. - чистый эстетизм и культ красоты, но в противоположность парнасцам эстетизм В.-Г. Не безличен и не «мраморно-холоден». Его основной мотив - человеческая личность на фоне природы, сли..

Вязь

ВЯЗЬ - тип письма, в к-ром буквы сближаются или соединяются одна с другой. Различают В. Простую, сложную и узорную. Обычным приемом при работе В. Является лигатура - соединение двух или трех букв, имеющих общую (слившуюся) часть. По не слившимся частям (иногда впрочем изменяющим свою форму) можно видеть, какие буквы входят в состав лигатуры. В некоторых древних системах письма лигатуры многих буквенных сочетаний вошли во всеобщее употребление, являясь как бы сложными буквенными знаками для изоб..

Вяткин

ВЯТКИН Георгий Андреевич (1885-) - поэт. Р. В г. Омске, в бедной семье сибирского казака. Одно время был народным учителем. После Октября - один из ярых противников большевиков. Работал в Сибири при правительстве Колчака. Вел широкую агитационную работу в пользу белогвардейцев. После победы Красной армии над Колчаком был сурово осужден советской властью, но затем помилован. Через некоторое время начал сотрудничать в советской прессе. Печатается В. С 900-х годов. В начале своей поэтической деяте..

Дополнительный поиск Вяземский Вяземский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вяземский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вяземский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 9 символа