Джавид
ДЖАВИД Гусейн (1889-) - крупный современный поэт Азербайджана. Р. В г. Нахичевани на Араксе, в семье мусульманского ахунда (священника). Начальное образование получил в Персии, у духовного лица. В дальнейшем в качестве купца некоторое время жил в Константинополе, где находился под сильным влиянием турецкого философа и поэта Риза-Тевфик-бея и был его учеником. По возвращении в Азербайджан занимался педагогической и литературной деятельностью.Первые произведения Д. Были напечатаны в бакинском журнале «Фиюзат» под псевдонимом Раси-Задэ. В период своей «философской учобы» в Константинополе Д. Печатался в органе панисламистов «Сыратуль Мустаким». Наиболее характерные его произведения написаны после войны - драмы в стихах и в прозе.
«Ана» (Мать), «Афет», «Шейх-Санан», «Иблис» (Демон), «Шейда, «Учурум» (Пропасть), «Пейгамбэр» (Пророк), «Топал Теймур» (Тамерлан), «Азер» и «Дели Князь».В тюркской литературе Азербайджана Д. Выступает как идеолог крупной буржуазии, отображая в своих произведениях последний этап ее развития. Если Мамед Хади гл. Обр. Певец восходящей буржуазии, то Д. - идеолог последних дней буржуазии. Это очень ярко сказалось в его мистико-романтическом пафосе и стиле.Первоначально Д. (в драме «Шейх-Санан») находится под влиянием персидского суфизма (мистицизма). Во втором произведении - «Иблис», написанном после империалистической войны, в период расцвета кемалистского движения, намечается уже переход Д. К своеобразному сочетанию рационализма и субъективизма, социального идеализма и мистицизма.В «Иблис» и «Ариф» выявлено идеологическое credo Д., и последующие его драмы являются только дополнением к ним.
Драма «Шейда» - апология послереволюционной буржуазии. После апрельского переворота в Азербайджане Д. Отвернулся от реальной действительности, в своем творчестве ушел в далекое прошлое, пытался по-своему воспроизвести Магомета с его религиозной революцией и Тамерлана с его кровавыми нашествиями. Эти два события изображены у Д. Красочно, а герои - Магомет и Тамерлан - идеализированы. В своих последних произведениях Д. Делает явно неудачную попытку приблизиться к советской действительности. Не постигнув смысла революционной эпохи, Д. В современной азербайджанской литературе остается выразителем буржуазной идеологии.Библиография. I. Ана, Гечмишь Гюнляр, Марал, Афет, Шейх-Санан, Иблис, Учурум, Пейгамбэр, Топал-Теймур.
Стихи в журн. «Маариф вэ Меденийет», Баку, 1923-1927, в журн. «Шарк Кадыны», Баку, 1925-1928. Эдеби Парчалар, Баку, 1926 и т. Д.II. Критические статьи в тех же журналах и в константинопольском журнале «Тюрк-Юрд», 1927. Дан-Юлдузу, Тифлис, 1928. В газете «Коммунист», Баку, 1927-1928.
Дополнительный поиск Джавид
На нашем сайте Вы найдете значение "Джавид" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джавид, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа