Джами
ДЖАМИ (Абдеррахман Нуреддин-ибн-Ахмед) (1414-1492) - персидский поэт, ученый и суфий XV в. Сын простолюдина - выходца из Исфагана. Р. В местечке Джам. В зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу Хорасана Герат, где под покровительством гл. Обр. Просвещенного султана-тимурида Хусейна Бейкара и его знаменитого везиря - мецената (и поэта) Али Шир Неваи - и протекает его лит-ая деятельность. Еще при жизни Д. Был общепризнанным величайшим (в современности) поэтом мусульманского мира.Лит-ое наследство Д. Очень велико. Свыше 30 прозаических сочинений разнообразного содержания - трактаты на богословско-суфийские темы, комментарии к классикам суфийской лит-ры, работы по поэтике, просодии, стилистике, музыке, грамматике и истории, из к-рых важнейшее.
«Нефехат-аль-онс» (Дуновения искренней приязни) - биографический свод, в основу которого легли «Разряды суфиев» Ансари - источник первостепенной важности для историка лит-ры и суфизма. Венцом же лит-ой славы Д. Являются его поэтические произведения. 4 лирических дивана и 7 эпических поэм, объединенных в «седмерицу» под общим названием «Хефт Авренг» (буквально - «7 престолов» - Семизвездие Большой медведицы), к-рую составляют. 3 дидактических поэмы - «Золотая цепь», «Дар благородных», «Четки праведных», аллегорическая поэма «Селяман и Абсаль», романтические поэмы - «Лейла и Меджнун» , «Юсуф и Зулейха» и заключительная морализаторская - «Книга мудрости Александра» (Македонского).Вся «седмерица» отредактирована в последние годы жизни поэта (1480-1485).
К 1487 относится написанный в поучение сыну «Бехаристан».В истории персидской лит-ры Д. Завершает собой целую эпоху - так наз. «классический период». Новых мотивов в его творчестве нет. Социальные условия после потрясений монгольской эпохи и походов Тимура не давали почвы для роста и возникновения новых идей. То был период застоя как для Ирана, так и для всего мусульманского мира. В спокойной культурной обстановке Герата, после походов Тимура, на грани безнадежного упадка (до XIX в.) естественно было подвести итоги богатому лит-ому прошлому. Идеология суфизма (как основного явления духовной культуры средневекового Ирана) в его наиболее развитом виде сочетается поэтому в творчестве Д. С совершенством формы. Отделка формы, доходящая до грани вычурности, плавность стиха, четкость ритма и богатство рифмы, сочетание реализма с символизмом - вот основные черты стиля Джами.
Находясь под влиянием своих великих предшественников, Д. В то же время возвращается к традициям домонгольского периода, к стилю так называемой (персами) «туркестанской школы», к которой принадлежал и Эмир Хосров Дехлийский , оказавший сильное влияние на Д. Значение Д. - в многогранности его творчества, которому были чужды лишь панегиризм, сатира и героический эпос. Исключительно ценная рукопись Д. - «Куллийят» (Полное собрание) находится в СССР, в Аз. Музее Академии наук. Это автограф самого поэта (см. Розен В. Р., Manuscrits persans. Collections scientifiques de l’Inst. Des langues orient. D. Minist. D. Affaires etrangeres, СПБ., 1886).Библиография. Библиографические данные сообщены Крымским А., в XX томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона под «Джами».
Rosenzweig V., v., Biographische Notizen uber Mevlana Abdurrahman Dschami, Wien, 1840. Nassau Lees W., Lives of the Mystics, Calcutta, 1859.
Дополнительный поиск Джами
На нашем сайте Вы найдете значение "Джами" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джами, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 5 символа