Дидактическая литература
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. Didaskein - поучать) - условное обозначение весьма многообразных лит-ых жанров, вводящих нелитературный (философский, богословский, научный, практически-моральный и т. Д.) материал в обычные формы художественно-словесного творчества. Традиционное определение Д. Л. Как «формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки», несколько суживает границы понятия, выводя за пределы его, с одной стороны, формы так наз. Описательной , или дескриптивной поэзии, с другой - формы тенденциозной и агитационной лит-ры , в действительности тесно связанные и часто сливающиеся с формами собственно Д.
Л. Включение Д. Л. В область художественно-словесного творчества предполагает наличие в ней эстетического оформления, воспринимаемого, как таковое, и производителем и потребителем Д. Л. Поэтому ни дидактический материал, поданный без эстетического оформления (напр. Современные формы научного произведения), ни лит-ые формы, преследующие другие (напр. Мнемотехнические) цели (рифмованные правила грамматики, катехизисы и т. П.) не входят в понятие Д. Л.Формы Д. Л. Особенно продуктивно представлены, с одной стороны, в специфических культурах Востока, античного мира и европейского средневековья. Именно на почве этих культур создаются канонические формы Д. Л. - дидактический эпос, фабульный и бесфабульный, малые фабульные жанры (притча, басня, аполог), дидактическая лирика - различные формы изречения.
Возможность эстетического оформления такого своеобразного материала, как агрономия («Труды и дни» Гезиода, «Георгики» Вергилия), космогония («De rerum natura» Лукреция), философия (Парменид и др.), астрономия (Арат), поэтика («Ars poetica» Горация) свидетельствуют о недостаточной дифференцированности различных форм идеологии, следовательно отображают сравнительно малую дифференциацию производственных отношений и процессов. Синкретизм науки и искусства - характерный признак этих культур.С другой стороны, преобладание дидактических форм наблюдается в словесно-художественной продукции некоторых группировок, к-рые можно признать на первый взгляд чисто идеологическими, - религиозных сект, лит-ых школ.
Исключительно дидактический характер носит литература раннего буддизма и христианства, лирика суфиев и вообще мистиков Востока и Запада, пуритан и пиетистов. Явно преобладает Д. Л. В эпоху реформации и контрреформации. Анализ исторической обстановки, слиянной с периодом расцвета Д. Л., ее характера (преобладание практической морали), особого значения в ней форм сатиры и риторики , сближающих ее с агитационной и тенденциозной лит-рой (ср. Сатирическую Narrenliteratur реформации), риторический характер лит-ой продукции раннего христианства, мрачный пафос пуританской дидактики (Бэньян, Мильтон), чувственность и сентиментальность пиетистов - все это раскрывает связь роста дидактической продукции с борьбой за определенные идеологии и лежащие в их основе реальные интересы.
Именно в эпохи обострения борьбы за эти интересы и выступает Д. Л. Как прямое орудие пропаганды, защиты и нападения.Поэтому-то вполне реальные причины - борьба за классовую аристократическую культуру, кодификация и охрана ее, с одной стороны, нападение на старые устои, в частности на церковное мировоззрение, с другой, - лежат в основе и, казалось бы, чисто подражательного явления - расцвета Д. Л. В эпохи классицизма и просвещения XVII-XVIII вв. (Буало, Делиль, Поп, Дидро, Руссо, Сен-Ламбер, Ломоносов, Херасков, Сумароков и др.).Поэтому и расцвет в известные эпохи Д. Л., типологически совершенно тождественной с описанными выше формами, невозможно связать с выступлениями лит-ых или религиозных группировок, тогда как совершенно четко выступают лежащие в его основе явления классовой борьбы.
Таков, напр., подъем дидактической продукции в XIV-XV вв., отражающей энергичное наступление городского сословия на старую феодальную культуру. Разумеется, явления второго типа можно наблюдать и в мало дифференцированных культурах. И такие явления, как расцвет Д. Л. В греческой лит-ре VII-VI вв., в римской лит-ре I в., современными исследователями ставятся в связь с крупными экономическими и социально-политическими сдвигами в соответствующие эпохи.Специфическая установка Д. Л. - «miscere utile dulci» - ставит ее перед разрешением ряда своеобразных стилистических задач, определяющих ее оформление. Это, прежде всего, колебание между большими формами, допускающими всестороннее обсуждение предмета, и малыми формами, допускающими мнемотехническое заострение темы.
Это, далее, искания фабульной формы. Отсюда - тяготение Д. Л. К аллегорическому выражению, позволяющему подавать динамически (путем введения фабульной интриги, драматического конфликта и т. П.) в сущности статический материал.В области внешнего оформления - Vortrag - можно отметить в Д. Л. Преобладание торжественной периодической речи, обильной философскими и научными терминами и соответствующей важности трактуемого предмета. Однако формы фабульных дидактических жанров (басня, моралитэ и т. П.) допускают и введение сниженных житейски-речевых форм выражения.
Дополнительный поиск Дидактическая литература
На нашем сайте Вы найдете значение "Дидактическая литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дидактическая литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 24 символа